Рекомендации психолога

Дата: 6 июня 2019 в 12:40, Обновлено 7 мая 2020 в 11:42
Автор: Быкова Г. А.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в экзаменационный период»

Уважаемые родители!

Большинство современных учащихся чувствуют огромную ответственность перед сдачей экзаменов. И некоторые родители — это чувство всеми силами подогревают. Неудивительно, что у учащихся на этой почве развивается самый настоящий невроз. Вместе с повышенной нагрузкой это приводит к тому, что перед экзаменами учащийся оказывается далеко не в лучшей форме. Видя это, родители сокрушаются, что предэкзаменационные нагрузки выбивают детей из колеи, лишают сна и покоя, а это может пагубно отразиться на их здоровье. Так отчего же возникает экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушением режима сна и отдыха. Но главным фактором, провоцирующим развитие стресса, являются отрицательные переживания. Исследования показывают, что за экзаменационный период в колледжах и вузах 48 % юношей и 60 % девушек заметно теряют в весе, а систолическое (верхнее) артериальное давление у них повышается до 140-155 миллиметров ртутного столба. У учащихся обостряются все кожные заболевания, плохо заживают раны, порезы и даже обычные царапины. Наиболее подвержены стрессу учащиеся с ослабленным здоровьем, особенно страдающие хроническими заболеваниями. Имеют значение также и тип темперамента учащегося, и степень его социальной адаптации. В группу риска входят учащиеся с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может подкосить не только тех, кто не успевает, но и, казалось бы, вполне благополучных детей с хорошей подготовкой и высоким чувством ответственности. Чтобы предупредить возникновение у учащихся экзаменационного стресса, следует как можно лучше подготовить детей к экзаменам. Причём речь идёт о подготовке не только предметной (знание материала по экзаменационной дисциплине), но и эмоционально-психологической, позволяющей ребёнку не разнервничаться и не растеряться в самый ответственный момент. 

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность вашего ребёнка в сдаче экзаменов. Поддерживать ребёнка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребёнку своё удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребёнка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».  Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Создайте дома обстановку дружелюбия и уважения, демонстрируйте ребёнку любовь. Чего греха таить: перед экзаменами во многих домах стены сотрясаются от скандалов. Какими только эпитетами не награждают разгневанные родители своих детей. Высказывание «Да с твоими знаниями пойдёшь в дворники!» можно назвать самым лёгким. Поймите: демонстрируя своё неверие в силы и способности ребёнка, вы вводите его в состояние стресса, культивируете в нем неуверенность в себе. Не удивляйтесь потом, если на экзаменах он получает низкие оценки!

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребёнка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерителем его возможностей.

Старайтесь повысить уверенность ребёнка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Составьте расписание экзаменов и положите на видное место. Обсудите с ребёнком, сколько, по его мнению, ему требуется на подготовку по тому или иного предмету. Часто дети преувеличивают свои возможности. Что ж, не лишним будет напомнить ему, что мнение, будто за ночь перед экзаменом можно выучить даже китайский язык, - ошибочно. Впрочем, как и то, что получение знаний в последние часы перед их проверкой - более эффективный путь к успеху: мол, так больше запомнишь.

Обсудите вместе, какие слабые стороны ребёнок у себя видит. Спросите об этом спокойно, предложите помощь и сотрудничество. Только в сдержанной форме, а не так, как позволяют себе делать многие родители: «Целый год бездельничал(а). Ну что - теперь садись уж. Будем заниматься. И как мы все пройти-то успеем...»

Наблюдайте за самочувствием ребёнка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребёнка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал во время подготовки к экзамену.

Обратите особое внимание на питание ребёнка: в период интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и   комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга.

Помогите ребёнку распределить учебный материал (темы подготовки) по дням.

Полезно готовиться к экзамену вдвоём с товарищем, пересказывая друг другу пройденный материал, но пусть эта подготовка проходит у вас на глазах.

Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен хорошо выспаться и восстановить силы.

Если ребёнок привык заниматься поздно вечером и ночью, и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит — перестройка может потребовать больших усилий. Но все же ночью полезнее для здоровья спать. Сон должен быть не менее 8 часов.

Помогите ребёнку настроиться на победу, успех, чтобы у него появилась абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Для этого можно, например, сказать:

— Ты сможешь справиться с этим заданием.

— Я уверен(-а), ты справишься.

— Нет сомнения, что ты все сделаешь правильно, и у тебя все получится.

— Я в тебя верю!

— Будущее сулит тебе только хорошее!

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Рекомендации родителям тревожных детей

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

- Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

- Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

- Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

- Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

- Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Ребенок, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

- Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.

• Необходимо доверять ребенку. Недоверие порождает тревогу, неуверенность, внутренние конфликты.

• Взрослым следует избегать противоречий  в своих действиях, словах, поступках.

• Честность, доверие, безусловное принятие – основа эмоционального благополучия ребенка. Он должен знать: он хороший, любимый.

 • Помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен. Хвалить его чаще, быть щедрым на проявления любви и ласки. Повышать самооценку ребенка.

 • Научиться распознавать проявления тревоги ребенка, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, что он не может выполнить.

 • Слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость.

 • Важно сохранить эмоционально глубокие отношения с ребенком для оказания ему помощи и поддержки.

• Проявлениями тревожности могут быть агрессивность или апатия. Они, чаще всего, являются следствием завышенных или непоследовательных требований.

• Нельзя отвечать агрессией на агрессию детей. Нельзя при апатии ребенка пытаться расшевелить его насмешками, укорами, ложными обещаниями.

• Необходимо учитывать, что тревожный ребенок сам находит какой-то способ борьбы с тревогой, например, фантазии. Их нужно уважать и использовать, чтобы помочь ребенку.

•Оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребенке, чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;

•Называть чаще ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;

•Поручать выполнение престижных поручений;

•Если сравнивать результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад); 

•Не следует торопить и подгонять их с ответом, дать время для ответа, и не повторять вопрос несколько раз (в противном случае ребенок ответит нескоро, т.к. новое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул). Лучше избегать решения тех задач, которые ограничены во времени;

•.Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.(Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!").

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.