Промежуточный отчет

Дата: 18 апреля 2020 в 10:03, Обновлено 18 апреля 2020 в 10:07
Автор: Быкова Г. А.

Справка

о промежуточных результатахинновационной деятельности государственного учреждения образования

«Гимназия г.Мстиславля»

по реализации инновационного проекта

Общие данные

Государственное учреждение образования «Гимназия г.Мстиславля»

Тема инновационного проекта:«Внедрение геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на II ступени общего среднего образования с целью повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона»

Сроки реализации инновационного проекта: 2019 – 2022 г.г.

Руководитель инновационного проекта – Казаков Андрей Валерьевич, директор государственного учреждения образования «Гимназия г.Мстиславля»

Консультант инновационного проекта - Тупицына Наталья Борисовна,старший преподаватель кафедры естествознания учреждения образования «Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова»

Количество педагогов – 8

Количество учащихся – 172

Состав участников реализации инновационного проекта - 6

Введение

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь №617 от 30.07.2019 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году» в государственном учреждении образования «Гимназия г.Мстиславля» осуществляется реализация инновационного проекта «Внедрение геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на II ступени общего среднего образования с целью повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона».

Повышение исследовательского потенциала и реализация экологических знаний учащихся через внедрение геоинформационных технологий - одно из требований современностидля формирования необходимых компетенций у будущих выпускников школ.

Глубокое осознание необходимости и возможности применения заложенных на школьном этапе получения образования экологических знаний и умений систематизировать и анализировать пространственную информацию, моделировать возможное развитие экологических и социально-экономических процессов являются залогом успешного достижения целей устойчивого развития региона.

Цель инновационного проекта:повышение исследовательского потенциала и реализация экологических знаний учащихся посредством внедрения геоинформационных технологий для достижения целей устойчивого развития региона.

Задачи инновационного проекта:

1.      Изучить общедидактические вопросы, связанные с проблемой формирования ключевых компетенций учащихся, позволяющих осуществлять практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность по решению экологически значимых вопросов для достижения целей устойчивого развития региона;

2.      проанализировать особенности развития ключевых компетенций учащихся в учреждении образования, определить эффективные формы, методы и средства решения выявленных проблем;

3.      разработать систему организационно-управленческого, научно-методического, психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности;

4.      создать условия для повышения квалификации педагогов по теме инновационного проекта;

5.      внедрить модель повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона посредством применения геоинформационных технологий в практико-ориентированной учебной и исследовательской деятельности обучающихся на второй ступени общего среднего образования;

6.      разработать геоинформационное решение при изучении истории и культуры родного края, редких видов растений и животных Мстиславского района,  заповедных маршрутов Мстиславской земли,  при анализе эколого-флористического биоразнообразия Мстиславского района;

7.      обобщить материалы инновационного проекта, подготовить и распространить методические рекомендации по формированию и развитию ключевых компетенций учащихся посредством внедрения геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

В государственном учреждении образования «Гимназия г.Мстиславля» реализовано несколько этапов организационно-управленческого обеспечения инновационной деятельности: планирование, подготовка к инновационной деятельности, внедрение инновационной модели, реализация комплексно-целевой программы, оценка эффективности и значимости, анализ перспектив.

В процессе реализации инновационного проекта в гимназии управление образовательной системой согласовывалось со следующими принципами:

- создание и поддержка более открытого управления образованием;

- реструктуризация модели управления и расширение их возможностей;

- пропаганда демократических подходов, терпимости, уважение других точек зрения;

- целевая ориентация проекта на обеспечения конечной цели.

На подготовительном этапе реализации проекта были проведены индивидуальные и групповые консультации руководителя гимназии по организации творческих и экспертных групп. На совещании рабочей группы проекта были определены ценности и принципы, на которых будет строиться работа инициативных групп, определены критерии и показатели успешности развития, методы и приемы изучения эффективности нововведений.

На педагогическом совете в августе 2019 года были рассмотрены направления инновационной деятельности гимназии, цели и задачи на 2019/2020 учебный год. В сентябре на педагогическом совете проводилось информирование педагогического коллектива гимназии о программе инновационной деятельности.

Для эффективного управления инновационным процессом в гимназии был разработан пакет документов:издан приказ от 30.08.2019 №395 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году», распределены управленческие функции по реализации инновационного проекта между его участниками, разработано положение о творческой группе, план реализации проекта на год, индивидуальные планы участников проекта.

Определены основные темыпедагогических исследований в рамках реализации инновационного проекта:

- Казаков Андрей Валерьевич, директор – «Организационно-управленческое обеспечение реализации инновационного проекта «Внедрение геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на второй ступени общего среднего образования с целью повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона»;

- Сокол Анна Михайловна, заместитель директора по учебной работе – «Организационно-методическое обеспечение реализации инновационного проекта «Внедрение геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на второй ступени общего среднего образования с целью повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона»;

- Михалева Анастасия Викторовна, педагог-психолог – «Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта «Внедрение геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на второй ступени общего среднего образования с целью повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона»;

- Якубенко Анастасия Юрьевна, учитель биологии – «Использование ГИС-технологий при изучении редких видов растений и животных Мстиславского района»;

- Неманкова Татьяна Леонидовна,  учитель географии – «Использование заповедных маршрутов Мстиславской земли для формирования исследовательских компетенций учащихся»;

- Метелица Яна Александровна, учитель биологии и химии – «Использование ГИС-технологий при эколого-флористическом анализе биоразнообразия Мстиславского района»;

- Стреха Владимир Владимирович, учитель истории и обществоведения – «Внедрение ГИС-технологий при изучении истории и культуры родного края для достижения устойчивого развития региона»;

- Ходак Сергей Федорович, учитель истории и английского языка – «Внедрение ГИС-технологий при изучении истории и культуры родного края для достижения устойчивого развития региона».

Педагоги – участники инновационного проекта определили динамику результативной деятельности согласно разработанным критериям, соотнесли полученные результаты с ожидаемыми.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

Количество участников реализации проекта –8 педагогов гимназии (включая директора, заместителя директора по учебной работе, педагога-психолога), 172 учащихся, их родители. 

Методическая работа по реализации инновационного проекта направлена на получение  профессионально-педагогических знаний, ориентированных на овладение педагогами новыми инновационными способами профессиональной деятельности.

На подготовительном этапе проекта основное внимание было уделено развитию профессиональной компетентности педагогов в области внедрения модели организации деятельности учреждения образования в рамках инновационного проекта.

В сентябре были проведены заседания методических центров  учителей естествознания и учителей истории и географии по теме «Формы и средства методической работы педагогов – участников инновационного проекта», в марте 2020 года - «Активизация исследовательской деятельности на уроках».

На заседании творческой группы «Особенности внедрение геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на II ступени общего среднего образования с целью повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона» было разработано положение о творческой группе, составлен план работы, рассмотрены вопросы «Психолого-педагогическая сопровождение субъектов инновационной деятельности», «Инновационная деятельность: поиск прогрессивных идей».

Заместитель директора по УР Сокол А.М. с 30 сентября по 06 декабря 2019 года повышала квалификацию в ГУО «Академия последипломного образования» по учебной программе «Управление инновационными процессами в учреждении образования»,  27 сентября 2019 года приняла участие в консультации для педагогических работников учреждений общего среднего образования, участвующих в реализации республиканского инновационного проекта.

22.11.2019 заместитель директора по учебной работе Сокол А.М. и учитель биологии Якубенко А.Ю. приняли участие в обучающих курсах (практикуме) для педагогических работников учреждений общего среднего образования на платной основе по теме «Использование геоинформационных технологий в практико-ориентированной учебной и исследовательской деятельности обучающихся учреждений общего среднего образования» на базе УО «Могилевский государственный областной институт развития образования».

Учитель биологии Якубенко А.Ю. и учитель истории Стреха В.В. 06.12.2019 прошли программу обучающих курсов для педагогических работников учреждений дошкольного и общего среднего образования по теме «Организация исследовательской деятельности обучающихся: от идеи к успешной реализации» на базе УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». 

25 февраля 2020 года учитель биологии Якубенко А.Ю. посетила семинар для педагогических работников учреждений общего среднего образования, участвующих в реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение геоинформационных технологийв практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на II ступени общего среднего образованияс целью повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целейустойчивого развития региона», по теме «Формирование экологических компетенций учащихся на II ступени общего среднего образования как одно из направлений реализации инновационного проекта» на базе ГУО «Средняя школа №39 г.Могилева».

Проведено два заседания постоянно-действующего семинара «Проблемы и перспективы инновационной деятельности» на тему «Использование геоинформационных технологий в практико-ориентированной учебной и исследовательской деятельности обучающихся» (ноябрь 2019 года) и  «Организация исследовательской деятельности обучающихся» (апрель 2020 года).

Было организовано взаимодействие с научным консультантом проекта Тупицыной Н.Б. через индивидуальные и групповые консультации в очной и дистанционной форме.

На заседаниях педагогического совета проводился анализ реализации проектировочного этапа инновационного проекта (протокол №2 от 01.11.2019), диагностического этапа (протокол №3 от 30.12.2019), а также промежуточный анализ инновационной деятельности (протокол №5 от 31.03.2020).

С целью реализации направлений психолого-педагогического сопровождения были использованы следующие формы и методы работы: консультации, дискуссии, анализ различных ситуаций, тренинги, игротерапия.

Педагогом-психологом разработана модель психолого-педагогического сопровождения участников инновационной деятельности. Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса были определены:

- учет интересов ребенка;

- добровольность посещаемости занятий, мероприятий, акций;

- индивидуальный подход к каждому;

- учет психологических особенностей.

Были проведены диагностические исследования с педагогами, учащимися и их законными представителями.

Была изучена «Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности», которая позволила выявить мотивы, которые побуждают учителей участвовать в инновационной деятельности.

      В результате анкетирования было выявлено, что таковыми выступают:

100% потребность в контактах с интересными творческими людьми;

 33% желание создать хорошую, эффективную школу для детей;

16,6% потребность в новизне, преодолении рутины;

16,6% потребность в поиске, исследовании;

50 % потребность в самовыражении, самосовершенствовании;

16,6% ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе;

16,6% материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию;

50% желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

Также было проведено диагностическое исследование готовности педагогов к инновационной деятельности. В результате было выявлено, что  100% педагогов имеют высокий уровень готовности к участию в инновационной деятельности.

С учащимися 5-9 классов было проведено изучение уровня мотивации. В качестве инструментария была использована «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Спилберг-Андреева». Было установлено, что:

- продуктивную мотивацию с выраженным преобладанием познавательной мотивации, положительным отношением к обучению имеют  6 учащихся (4,3%);

- продуктивную  мотивацию,  позитивное  эмоциональное  отношение  к  учению имеют 59 учащихся (41,8%%);    

- средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией имеют 67 учащихся (47,5%);

- сниженная мотивация, переживание «школьной скуки» выявлено у 15 учащихся (10,6%).

Познавательная активность у 47 учащихся (33,4%)  выявлена на высоком уровне, у 94 учащихся (66,6%)  - на среднем.

С законными представителями было проведено диагностическое исследование «Ожидание в отношении успехов в школе». В результате было установлено, что родители имеют большой интерес включения в процесс реализации проекта.

Анализ результатов стартовой диагностики  по основным изучаемым критериям показал, что необходимо повысить эффективность организации формирования ключевых компетенций учащихся, скорректировать подходы к содержанию образовательного процесса, опираясь при этом на сложившиеся традиции.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

По завершению подготовительного этапа, целью которого являлась оценка состояния готовности коллектива к работе в инновационном режиме, было определено проблемное поле, выявлены наиболее актуальные и социально значимые проблемы. Осуществлен поиск и оценка инновационных идей для их разрешения. Изучены научно-методические источники. Определена инновационная идея и формулировка темы инновационного проекта, обоснована актуальность выбранной темы. Проведена оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности. Создана группа участников проекта. Изучена и проанализирована  литература, педагогический опыт по теме проекта. Разработан и оформлен проект.

В августе  - октябре 2019 года реализовывался проектировочный этап  инновационного  проекта, целью которого являлся анализ ресурсного обеспечения, разработка комплексно-целевой программы проекта, предотвращение возможных рисков и ограничений.

На данном этапе была разработана комплексно-целевая программа по реализации проекта, планы по ее реализации. Скорректирован годовой план работы ГУО «Гимназия г. Мстиславля» на 2019/2020 учебный год.

20.09.2019 проведено родительское собрание на второй ступени общего среднего образования «Основные направления деятельности учреждения образования в новом учебном году», где были обсуждены с родителями вопросы  степени их участия в инновационном  проекте.

В государственном учреждении образования «Гимназия г.Мстиславля» во время проектировочного этапа  был проведен ряд мероприятий.

Учащиеся приняли участие во Всемирном Дне очистки побережий (12.09.2019) – с береговой линии реки Вихры убрали бытовой мусор и отходы жизнедеятельности человека.

Наше учреждение образования приняло активное участие в  европейской неделе мобильности  (16 - 22.09.2019). Была организована выставка рисунков «Дышать чистым воздухом – это здорово», проведены пешие прогулки по памятным местам Мстиславля.  Прошла акция по посадке зеленых насаждений «День дерева» (21.09.2019). А 22.09.2019 учащиеся и учителя присоединились к акции «Всемирный день без автомобиля», пересев с личного авто на велосипед.

В рамках проведения декады «Образование в интересах устойчивого развития»  было оформлено фойе гимназии,   организована выставка поделок из вторичного сырья «Чудеса из мусорной корзины», конкурс костюмов «Эко-мода».

В октябре учащиеся и педагоги и приняли участие в рамках «Дня здоровья» в экомарафоне «Мстиславское кольцо».

С октября по ноябрь 2019 г. проходил диагностический этап. Цель: создание оптимальных условий для реализации проекта.

Во время диагностического этапа с учащимися были проведены следующие мероприятия:

- в рамках Дня энергосбережения была проведена акция «Копилка идей», где были собраны предложения учащихся по более рациональному использованию электричества, воды и тепла дома и в школе. По итогам сбора информации была составлена памятка «Энергосбережение – первый шаг к устойчивому развитию»;

- ко Всемирному Дню домашних животных (30.11.2019) была проведена выставка рисунков «Мы в ответе за тех, кого приручили». А в январе в рамках областной благотворительной акции «Братья наши меньшие» учащиеся и работники гимназии организовали сбор корма с целью оказания помощи бездомным животным, находящимся в приютах;

- ребята приняли участие в интернет-конкурсе «ЭКО-слоган для гимназии».

С декабря 2019 года реализуется практический этап, целью которого является обеспечение выполнения программы проекта.

В декабре с целью привлечения внимания к проблемам защиты и охраны хвойных насаждений в предновогодний период была предложена альтернатива – изготовление елочек своими руками из различных материалов, а затем была проведена выставка «Эко-ёлка».  

В январе учащиеся гимназии стали участниками спортивно-развлекательного мероприятия, посвященного Всемирному Дню снега.

Ко Всемирному Дню водно-болотных угодий (02.02.2020) для просмотров ребятам был  подготовлен ряд роликов «Белорусские болота – легкие Европы».

21.03.2020 ко Всемирному Дню водных ресурсов учащиеся гимназии создали и расклеили мини-памятки по экономии воды в учреждении образования. Учащимися 7 класса был создан коллаж «Вода – это жизнь!».

28.03.2020 приняли участие в ежегодной акции «Час Земли» под девизом «Меняй себя, а не планету». С 20.30 до 21.30 был отключен свет и электроприборы в учреждении образования.

В течение года в ГУО «Гимназия г.Мстиславля» проходитакция по сбору вторсырья «Соберем! Сдадим!  Переработаем!». Учащиеся и работники гимназии постоянно занимаются сбором макулатуры, ПЭТ-сырья, металлолома, стекла. Все это в результате переработки получит «Вторую жизнь».

Организованы встречи с работниками Мстиславской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды, с настоятелем Александра Невского кафедрального собора Протоиереем Вячеславом.

Педагоги – участники инновационного проекта подготовили отчеты о результатах проделанной работы за 2019/2020 учебный год.

Результаты инновационной деятельности

В феврале 2020 года ГУО «Гимназия г. Мстиславля»  получила Лицензию ArcGISforSchoolsBundleSmall, которая позволила приобрести подписку ArcGISOnline на 50 бесплатных именованных пользователей до февраля 2021 года. Данный грант дал возможность использовать ГИС-технологии для сбора первичной информации в рамках инновационного проекта, предусмотреть повышение знаний, умений и навыков, полученных на уроках, а также знаний, не предусмотренных школьной программой.

С момента реализации практического этапа учащиеся вовлечены в экологически значимую практическую деятельность, осваивают методику проектирования геоинформационного продукта, учатся использовать информационно-коммуникационные технологии и картографические веб-сервисы для организации экологически значимой деятельности,  овладевают методикой применения ресурсов, обеспечивающих самоорганизацию своей деятельности.

С помощью программы ArcGISOnline созданы электронные карты: «Экологический маршрут Мстиславского района», «Редкие виды животных и растений Мстиславского района», «Христианские святыни Мстиславщины».

Рефлексивные итоги реализации инновационного проекта можно проиллюстрировать результатами исследования мотивационной готовности к продолжению работы участников инновационной группы, которые показали высокий уровень (87,5%) заинтересованности в различных видах деятельности.

Учащиеся гимназии стали активно пропагандировать идеи экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона среди жителей города Мстиславля, а также участвовать в экологических акциях по сохранению окружающей среды.

Не остался без внимания и эмоционально-психологический климат участников инновационной деятельности.

Эмоционально-психологический климат – это степень психологического комфорта участников инновационной деятельности, что подтверждается данными нашего исследования. Дети отмечают в вариантах выбора «всегда»:

- создание дружелюбной атмосферы и настроения – 66%;

- занятия проходят с юмором, весело, интересно – 79%;

- обсуждение вместе с руководителями интересных тем и поиск новых оригинальных решений – 61%;

- руководитель стремится лучше узнать о детских интересах, проблемах – 52%;

- педагоги замечают и поддерживают инициативу – 57%;

- успехи и достижения каждого учащегося справедливо оценивается педагогами – 74%;

- руководитель уважает точку зрения учащегося, старается быть советчикам, страшим товарищем – 82%.

Данный инновационный проект помог заинтересовать и приобщить законных представителей учащихся к исследовательской деятельности своих детей.

С точки зрения родителей психологическая атмосфера характеризуется как:

- свободная, располагающая, занимательная – 58%;

- комфортная – 75%;

- доброжелательная, теплая, положительная – 35%.

Также родители отмечают благоприятный микроклимат, добросердечность, умение общаться с детьми.

С целью выявления уровня приобретенных в ходе реализации проекта коммуникативных навыков, умения работать в группах, умения выходить из конфликтных ситуаций проводилось анкетирование учащихся, которое показало, что уровень коммуникативной культуры достаточно высок.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Проект был презентован:

- 8 октября 2019 года на фестивале детско-взрослых инициатив в интересах устойчивого развития «Действуем вместе», проводимого в рамках декады «Образование в интересах устойчивого развития для всех» учреждением образования  «Костюковичская районная гимназия» как Могилевский региональный ресурсный инновационный центр «Образование в интересах устойчивого развития для всех»;

- 16 октября 2019 года на очном этапе областного конкурса «Инновационный  менеджмент»: от квалификации учителя к лидерству образовательной системы», проводимого УО «Могилевский областной институт развития образования»;

- 4 декабря на образовательных мероприятиях в рамках международной стажировки педагогов Российской Федерации «Проектирование развития образовательных систем по вектору международного сотрудничества»;

- 13 февраля   во время пресс-тура «Настаўніцкай газеты» по Могилевской области для журналистов, которые посетили гимназию в рамках проекта «Творческое сотрудничество и взаимопомощь в сфере образовательных и информационных технологий».

Работу в рамках проекта осветил в «Настаўніцкай газеце» 11 января 2020 года директор Казаков А.В. в статье «Гімназія як рэсурсны цэнтр адукацыйных практык для устолівага развіцця раёна».

Информационное сопровождение инновационной деятельности осуществляется через наполнение сайта гимназии (https://gumnmstislavl.schools.by).

Командой MTVM создан видеоролик «Гимназия и ГИС».

Заключение

За время работы над проектом педагоги ГУО «Гимназия г.Мстиславля» смогли повысить эффективность организации формирования ключевых компетенций учащихся, скорректировать подходы к содержанию образовательного процесса, опираясь при этом на сложившиеся традиции и достижения в этом направлении.

Результаты деятельности в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на II ступени общего среднего образования с целью повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона» в государственном  учреждении образования «Гимназия г.Мстиславля» в течение первого года свидетельствует о достаточно эффективной деятельности по разработанной модели реализации инновации. Данная модель применима в различных типах общеобразовательных учреждений и значительно повышает мотивацию учащихся к познавательной деятельности, активизирует процесс педагогического творчества, повышает компетентность учащихся, родителей, жителей города Мстиславля и педагогов в вопросах экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона.

Тем не менее, остается ряд противоречий, не решенных проблем, трудностей при достижении предполагаемого конечного результата. Недостаточно сформирована самостоятельность учащихся, более комфортно учащиеся чувствуют себя под внешним контролем педагога. Учащиеся обнаруживают нехватку знаний в современных тенденциях в области экологии и ГИС-технологий, недостаточно сформирована потребность и умение практического моделирования. Возникли трудности и в организации исследовательской деятельности учащихся, практических исследований состояния экологической обстановки в Мстиславском районе.

В 2020/2021 учебном году планируется организовать работу по практической исследовательской деятельности учащихся.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости продолжения работы по реализации инновационного проекта в 2020/2021 учебном году.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.