Новости проекта
Напоминаем, 1 августа платформа переходит на новый учебный год, большинство информации по прошлому году станет недоступно.

Рекомендуем выполнить следующие действия...

«Об организации инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году»

Дата: 25 ноября 2019 в 08:17, Обновлено 5 октября 2020 в 09:39
Автор: Быкова Г. А.

В соответствии с пунктом 27 Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 №254, на основании приказа отдела по образованию Мстиславского райисполкома от 27.08.2020 №143 «Об инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году» в ГУО «Гимназия г.Мстиславля» будет осуществляться инновационная деятельность по реализации проекта «Внедрение геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на II ступени общего среднего образования для достижения целей устойчивого развития региона».

Цель инновационного проекта: повышение исследовательского потенциала и реализации экологических знаний учащихся посредством внедрения геоинформационных технологий для достижения целей устойчивого развития региона.

Задачи инновационного проекта:

1.      Изучить общедидактические вопросы, связанные с проблемой формирования ключевых компетенций учащихся, позволяющих осуществлять практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность по решению экологически значимых вопросов для достижения целей устойчивого развития региона;

2.      проанализировать особенности развития ключевых компетенций учащихся в учреждении образования, определить эффективные формы, методы и средства решения выявленных проблем;

3.      разработать систему организационно-управленческого, научно-методического, психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности;

4.      создать условия для повышения квалификации педагогов по теме инновационного проекта;

5.      внедрить модель повышения исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона посредством применения геоинформационных технологий в практико-ориентированной учебной и исследовательской деятельности обучающихся на второй ступени общего среднего образования;

6.      разработать геоинформационное решение при изучении истории и культуры родного края, редких видов растений и животных Мстиславского района,  заповедных маршрутов Мстиславской земли,  при анализе эколого-флористического биоразнообразия Мстиславского района;

7.      обобщить материалы инновационного проекта, подготовить и распространить методические рекомендации по формированию и развитию ключевых компетенций учащихся посредством внедрения геоинформационных технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность.

Консультант проекта:

Тупицына Наталья Борисовна, старший преподаватель кафедры естествознания учреждения образования «Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова».

Сроки реализации инновационного проекта: 2019 – 2022 г.г.

Состав инновационной группы:

Казаков А.В., директор учреждения образования – общее руководство проектом;

Сокол А.М., заместитель директора по учебной работе - организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности;

Глушакова Е.С., педагог-психолог - психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности;

Якубенко А.Ю., учитель биологии, участник проекта;

Сивакова А.Н., биологии и химии, участник проекта;

Неманкова Т.Л., учитель географии, участник проекта;

Ходак С.Ф., учитель истории и английского языка, участник проекта;

Осипенко Ю.М., учитель химии и биологии, участник проекта.

В настоящее время образовательные площадки, включая школьное образование, всё активнее используют информационные технологии. Они позволяют повысить эффективность как учебной, так и познавательной деятельности учащихся, сформировать устойчивый исследовательский интерес и овладеть навыком систематизирования и структурирования информации на всех этапах познания окружающего мира.

Повышение исследовательского потенциала и реализация экологических знаний учащихся посредством внедрения геоинформационных технологий для формирования необходимых компетенций у будущих выпускников школ является одним из требований современности. Глубокое осознание необходимости и возможности применения заложенных на школьном этапе получения образования экологических знаний и умений систематизировать и анализировать пространственную информацию, моделировать возможное развитие экологических и социально-экономических процессов являются залогом успешного достижения целей устойчивого развития региона.

Одной из актуальных задач является овладение учащимися современными знаниями, умениями и технологиями решения практических значимых вопросов в области обеспечения энергетической и экологической безопасности региона в целях его устойчивого развития. Одним из эффективных современных инструментов реализации этой задачи является внедрение геоинформационных технологий в учебную и исследовательскую деятельность обучающихся на второй ступени общего среднего образования. Применение геоинформационных технологий на всех этапах эколого-ориетированной деятельности является современным трендом в мировой практике.

Актуальность выбранной проблемы и путей ее реализации обусловлена рядом противоречий, сформировавшихся в образовательной среде, между:

- требованием государства способствовать формированию необходимых в современных условиях ключевых компетенций у учащихся и недостаточной координацией участников образовательного процесса по решению этой задачи;

- существованием организационно-правовых основ организации природоохранной (экологической) деятельности в Республике Беларусь и отсутствием у педагогов учреждения образования необходимых знаний и практического опыта целенаправленного и системного формирования ключевых компетенций, обучающихся;

- нарастающей информатизацией социально-экономической среды, формированием специфического виртуального образовательного пространства и недостаточной разработанностью форм и методов работы с учащимися в части использования их в учебно-воспитательном процессе.

По результатам анкетирования педагогов, учащихся и их родителями необходимо отметить существующие проблемы, которые возникают по направлению инновационной деятельности:

отсутствие методических материалов для использования геоинформационных технологий для обеспечения учебной и исследовательской деятельности учащихся в соответствии с компетентностным подходом;

недостаточная сформированность у учащихся представлений об экологическом аспекте устойчивого развития своего региона и Беларуси в целом, а также о возможности личного участия в решении экологически значимых проблем;

высокая эффективность визуальных коммуникаций в повседневной жизни учащихся, высокая информационная насыщенность их жизненного пространства припреобладающем использовании традиционных технологий обучения в учреждении образования.

Разрешить указанные противоречия и решить выявленные проблемы можно внедряя эффективные методы применения геоинформационных технологий в практико-ориентированной учебной и исследовательской деятельности обучающихся на второй ступени общего среднего образования.

Внедрение инновационного проекта позволит:

  • обобщить и эффективно применять имеющийся опыт в применении геоинформационных технологий в учебно-воспитательный процесс для повышения исследовательского потенциала учащихся и углубления их экологических знаний;
  • выявить возможности и определить ресурсы для формирования ключевых компетенций учащихся посредством участия в разработке экологических геоинформационных проектов в рамках учебной и исследовательской деятельности;
  • создать эффективную образовательную среду для формирования ключевых компетенций учащихся и активизировать процессы коммуникации между учреждениями образования республики посредством разработанных геоинформационных продуктов;
  • применить геоинформационные технологии и информационные ресурсы для интеграции всех участников образовательного процесса в эколого-ориентированную деятельность в целях устойчивого развития региона.

Основная идея инновационного проекта

Применение геоинформационных технологий в практико-ориентированной учебной и исследовательской деятельности позволит повысить исследовательский потенциал и будет способствовать эффективной реализации экологических знаний учащихся для достижения целей устойчивого развития региона.

Новизна инновационного проекта заключается в новом подходе в работе с обучающимися на второй ступени общего среднего образования, что позволяет решать задачи формирования ключевых компетенций, адаптироваться в реальных условиях современного общества.

В процессе вовлечения в экологически значимую практическую деятельность учащиеся смогут освоить методику проектирования геоинформационного продукта; научатся использовать информационно-коммуникационные технологии и картографические веб-сервисы для организации экологически значимой деятельности; овладеют методикой организации межличностных взаимодействий, соблюдения правовых и этических норм использования информационно-коммуникационных технологий, применения ресурсов, обеспечивающих самоорганизацию своей деятельности.

Педагоги смогут повысить эффективность организации формирования ключевых компетенций учащихся, скорректировать подходы к содержанию образовательного процесса, опираясь при этом на сложившиеся традиции и достижения в этом направлении.

Целью внедрения данной модели инновационной деятельности является внедрение ГИС - технологий в практико-ориентированную учебную и исследовательскую деятельность учащихся для повышения их исследовательского потенциала и реализации экологических знаний для достижения целей устойчивого развития региона.

В ходе внедрения данной модели будут использоваться педагогические технологии, направленные на

-    организацию учебной и исследовательской деятельности;

- обеспечение условий организации деятельности учреждения образования по повышению исследовательского потенциала учащихся, реализации их экологических знаний в соответствии с целями устойчивого развития с применением ГИС-технологий;

- ресурсное обеспечение организации деятельности учреждения образования по повышению исследовательского потенциала учащихся, реализации их экологических знаний в соответствии с целями устойчивого развития;

- организацию практико-ориентированной экологически значимой деятельности;

 - организацию открытой образовательной практико-ориентированной среды учреждения образования.

В результате внедрения данной модели планируется создать систему организации деятельности учреждения образования по формированию ключевых компетенций, необходимых для решения экологически значимых вопросов в целях устойчивого развития региона, выработать геоинформационные экологически значимые решения, которые будут получены в ходе организации учебной и исследовательской деятельности в учреждении образования, разработать методические рекомендации по применению геоинформационных технологий в практико-ориентированной учебной и исследовательской деятельности обучающихся на второй ступени общего среднего образования, методические разработки по повышению исследовательского потенциала учащихся и реализации их экологических знаний в целях устойчивого развития региона.

Инновационный проект имеет следующие этапы:

Подготовительный этап:

май - август2019 года

Цель: оценка состояния готовности коллектива к работе в инновационном режиме

Проектировочный этап:

 август-октябрь 

2019 г.

Цель: анализ ресурсного обеспечения; разработка комплексно-целевой программы проекта; предотвращение возможных рисков и ограничений.

Диагностический этап:

октябрь - ноябрь 2019 г.

Цель: создание оптимальных условий для реализации проекта

Практический этап:

декабрь 2019 – декабрь 2021г.г.

Цель: обеспечение выполнения программы проекта

Обобщающий этап январь – май  2022 г.

Цель: проанализировать полученные результаты, оценить  положительный и отрицательный опыт работы

Внедренческий этап: 

май – декабрь 2022

Цель: апробация проекта в других учебных заведениях

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.