Новости проекта
Напоминаем, 1 августа платформа переходит на новый учебный год, большинство информации по прошлому году станет недоступно.

Рекомендуем выполнить следующие действия...

Начальные классы

Дата: 22 апреля 2019 в 12:53, Обновлено 27 мая 2020 в 15:51
Автор: Быкова Г. А.

Отдел по образованию Мстиславского райисполкома

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Мстиславля»

УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

                                                                            Учитель

                                                                            Михневич Юлия Сергеевна

                                                                            2020 год

Разделы программы: «Восприятие произведений ис­кусства», «Лепка».

Тема урока: Лепка способом «составление целого из от­дельных частей».

Тема практической работы: «Я катаюсь на санках».

Цель: расширить представление о лепке способом «состав­ление целого из отдельных частей».

Задачи:

  • актуализация знаний о выразительных средствах скульп­туры;
  • совершенствование навыка лепки конструктивным способом;
  • совершенствование умения передавать фигуру человека в движении;
  • формирование навыка поэтапного выполнения объёмной скульптурной композиции;
  • развитие пространственного воображения.

Материалы: одноцветный пластилин, доски для лепки, индивидуальные альбомы «Изобразительное искусство» 1 класс, иллюстрации с изображением скульптур.

I.  Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

Долгожданный дан звонок!

Вы готовы начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке:

Стеки, пластилин, доска?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?  

Повернитесь и улыбнитесь друг другу. Молодцы!

II.  Актуализация знаний.  Введение в новую тему.

-  Произведения,  какого вида искусства вы видите на до­ске? (Скульптуры.) Слово «скульптура» нам уже известно.

- Что отличает скульптуру от живописи? (В живописи изображе­ние создается красками на плоскости холста. Скульптура, в отли­чие от живописи, имеет настоящий объём.  Статую можно обойти и рассмотреть её со всех сторон.)

Сегодня вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из пластилина настоящую скульптуру. Тема урока «Я катаюсь на санках».

III. Изучение нового материала

- Что является предметом изображения в скульптуре?

Основной предмет изображения в круглой скульптуре - человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц.

В круглой скульптуре очень сложно воспроизвести картины при­роды, нельзя показать особенности окружающего воздушного про­странства. Но изображая человека, скульпторы могут выразить в его форме любые идеи: от лирических, задушевных до озорных и самых величественных.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, знакомятся с произведе­ниями скульпторов Ф. Каменского, В. А. Ватагина, высказывают мнения, каким образом скульпторы передают, подчеркивают то или иное состояние че­ловека: при помощи постановки фигуры в пространстве, передачи ее движения, позы и т. д.

- Давайте немного поэкспериментируем. Представьте, что кусочек пластилина — живой. Посмотрите на него: что он сей­час делает? (Учитель держит пластилин вертикально на ладони.) Правильно, стоит. А сейчас? (Учитель перегибает пластилин посе­редине, образуя дугу.) Правильно, он согнулся вперед. Попробуйте и вы «оживить» свои брусочки. Подскажите мне, как кусочек пла­стилина может сделать «мостик», точно так же, как вы это делаете на уроке физкультуры. (Дети выгибают кусочек дугой, но в другую сторону)

- Молодцы! У вас все замечательно получилось.

Может быть, у вас получится посадить пластилинового человечка на стол или ладошку? (Ученики изгибают кусочек под прямым углом)

Молодцы! И самое последнее задание, очень сложное... Пред­ставьте, что ваш брусочек пластилина сел на стул. (Дети изгибают брусок в виде зигзага.)

Физкультминутка. Упражнения выполняются согласно тексту.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз — и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беремся мы за дело.

IV. Выполнение практической работы учащимися.

-  Сегодня вы выступаете в роли скульпторов. Вам пору­чается вылепить фигурки, изображающие вас на санках.

Чтобы точно передавать натуру, скульптор должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь до­стоверно показывать движение. Этому и будем учиться, выполняя работу.

V. Обсуждение и выбор критериев контрольно-оценочной дея­тельности (совместно с учащимися).

Выполненную работу будем оценивать по следующим критериям:

  • соблюдение последовательности выполнения работы;
  • соблюдение пропорций фигуры человека;
  • передача позы «сидя» фигуры человека;
  • аккуратность в соединении частей.

Педагог, изучив задания в альбоме, определяется с уровнем сложности задания для каждого учащегося или класса в целом.

  • Алгоритм выполнения работы.

- Разделить подготовленный пластилин на три части. Одна часть для туловища, вторая - для ног, третья - для рук и головы.

- Из первой части пластилина скатать шар и раскатать его в ци­линдр. Сделать вмятинки в тех местах, где будут крепиться руки и ноги.

- Из второй части раскатать «колбаску» в два раза длиннее туловища. Разделить ее на две части — ноги. Закрепить их во вмятинках на туловище, аккуратно примазать.

- Третью часть пластилина разделить на три части. Из одной скатать шар или яйцо — для головы. Из двух оставшихся — одина­ковые «колбаски» - руки.

- Закрепить руки на туловище. Примазать. Закрепить голову. Ста­раться делать плавный переход от головы к туловищу в месте шеи.

- В нижней части ног небольшое количество пластилина загнуть вперед — «обувь». На одном конце каждой руки сделать ладошку сплющиванием. Наметить черты лица.

- «Посадить» человечка на санки. Для санок можно взять брусок пластилина.

Учащиеся, преуспевающие в изобразительной деятельности, могут дополнительно украсить фигуру человека деталями, например, шапкой и шарфом.

-  Вспомните, как вы садитесь на санки. Что происходит с ногами, руками, спиной? (Можно организовать наблюдение за «моделью».)

Когда будете сгибать человечку ногу, помните, что это можно делать только посередине — в коленях, руки сгибаются в локтях.

-    Помните о правилах безопасности при работе со стекой.

Выполнение задания с использованием альбома.

Физкультминутка.

4. Контрольно-оценочная деятельность.

VI. Подведение итогов урока.

-  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что является предметом изображения в скульптуре?

-  С помощью чего скульптор передает состояние человека?

-  Какой этап урока показался вам самым трудным? Почему?

-  Что еще вы хотели бы вылепить?

Рефлексия.

-  С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? В альбоме дорисуйте улыбку или грустный ротик пластилиновому человечку в зависимости от вашего настроения.

 

 

Отдел по образованию Мстиславского райисполкома

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Мстиславля»

УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

   Учитель

   Якубенко Анастасия Юрьевна

2020 год

Тема: Древо жизни (вытинанка)

Цель: расширить представления о композиционном и цветовом решении вытинанок.

Задачи:

  • Актуализация представления о традиционных изобразительных мотивах, используемых при вырезании вытинанок;
  • Ознакомление с композиционными особенностями симметричной, розеточной и раппортной вытинанками;
  • Формирование представлений о цветовом решении вытинанок;
  • Совершенствование навыка вырезания вытинанок.

Оборудование: ножницы, клей, картон, цветная и белая бумага

Ход урока

1.Организационный этап

Разглядаеш ты малюнкі-

Цуда - кветкі, як карункі,

I пытаеш: "Хто ж мастак?".

Дзеткі, ножанкі i талент

Нам стварылі гэты цуд.

Беларускі наш арнамент

Ажывае казкай тут.

Зможаш так зрабіць!

Не верыш?

Трэба вельмі пажадаць-

I дзівосы на паперы

Сам ты будзеш выразаць.

2. Проверка готовности к уроку

Посмотрите-ка, ребятки,

Все ли на столе в порядке?

Значит время не теряем

И урок наш продолжаем.

3. Актуализация знаний учащихся

- Тему нашего урока я предлагаю вам узнать с помощью слоговой таблицы. Я буду показывать вам слоги, вы внимательно смотрите и называете слово, которое у вас получилось. (ВЫТИНАНКА)

4. Этап изучения нового материала

Что значит слово "вытинанка" (Само слово «вытинанка» произошло от белорусского «выцінаць» - «тщательно вырезать».)

- Вытинанка - это узор, вырезанный из бумаги.

- Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанкой. Трудно было представить себе деревенское жилище послевоенной Беларуси без этого своеобразного украшения. В каждой местности вытинанка приобретала особенности, присущие тем людям, которые жили здесь.

 - К какому виду искусства относится вытинанка? (декоративно-прикладное искусства)

- Что значит «декоративный»? («служит для украшения»)

Какие виды вытинанок вы знаете? (дети называют виды вытинанок, учитель демонстрирует работы, выполненные в данном стиле)

Раппортная вытинанка - узор ритмичный, повторяется много раз.

Бумага складывается гармошкой.

Симметричная (зеркальная) вытинанка - на рисунке есть симметрия, одинаковость в расположении частей на противоположных сторонах от центра. Бумага складывается пополам.

Розетковая вытинанка - узор симметричный и повторяется по кругу. Бумага складывается на уголок.

Учитель:

- Какие же узоры характерны для вытинанок? (Ответы детей)

Геометрические узоры. Среди геометрических мотивов встречаются: квадрат, прямоугольник, ромб, крест, звезда. Эти формы могут выступать в различных сочетаниях.

Растения. Для народного орнамента характерны изображения васильков, колокольчиков, цветов розы, колосков, ягод рябины. Значительное место занимают изображения деревьев или веток. Это объясняется тем, что наши предки в узоре дерев видели знак жизни и долголетия.

Животные. Мотивы с изображениями животных связаны с язычницкой мифологией стародавних славян. По силуэту эти узоры напоминают птиц (голубей, петухов, павлинов) и зверей. В народном представлении эти изображения символизируют тепло, светло, весну.

5. Подготовка к практической работе

- По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы вытинанками каждый год перед Новым годом, Рождеством, Пасхой. Старые вытинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы.

С давних времён в Беларуси к большим праздникам и стар и млад вырезали из бумаги украшения для своего дома. Бабушки и дедушки, мамы и папы садились вместе с детьми и изготовляли вытинанки.

Подготовка инструментов и материала.

- Задание: отгадать загадки, узнать из них, какие инструменты и материалы нужны для работы.

1. Два конца, два кольца, посередине - гвоздик. (Ножницы.)

2. По бумаге я бегу,

Всё умею, всё могу:

Хочешь - домик нарисую,

Хочешь - ёлочку в снегу,

Хочешь - дядю, хочешь - сад.

Мне любой ребёнок рад. (Карандаш.)

3. Белое поле, краскам раздолье. (Бумага.)

4. Всё приклею, всё смогу.

Подружусь я на ходу. (Клей.)

-  Основной материал в этой технике - бумага, а инструмент – ножницы

Повторение техники безопасности при работе с ножницами по таблице.

  1. Не бери ножницы без разрешения учителя
  2. Работая с ножницами, следи за пальцами руки, которая держит лист бумаги.
  3. Передавай ножницы в закрытом виде и кольцами вперед
  4. Не держи ножницы острыми концами вверх.
  5. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
  6. Для резанья по прямой линии перемещай ножницы вперед
  7. При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку, а не ножницы.
  8. Детали со сложным контуром можно вырезать, сделав несколько надрезов.
  9. В конце работы убери свое рабочее место.

Физкультминутка

6. Практическая работа.

Вырезание вытинанки «Древо жизни»

- разгадывание темы практической работы с помощью слоговой таблицы

- рассказ легенды про «Древо жизни»

Панно «Дерево жизни»

- Зеркально-симметрическая вытинанка, вырезанная из цельно листа бумаги. Силуэт дерева и узор выполняются по замыслу автора. Дерево наклеивается на цветную бумагу или картон.

Алгоритм выполнения работы:

  1. Взять лист бумаги формата А4
  2. Сложить лист пополам
  3. На половине этого листа нарисовать по своему замыслу половину дерева так, чтобы центральная часть дерева находилась на сгибе листа.
  4. Прорисовать карандашом те части дерева, которые необходимо вырезать, и заштриховать их.
  5. С помощью ножниц вырезать прорисованные детали дерева
  6. Аккуратно разложить заготовку дерева
  7. Наклеить готовую заготовку «Дерева жизни» на цветной картон.

Физкультминутка

7 Контрольно-оценочная деятельность

Рефлексия

Ответы на вопросы:

На занятии я узнал … Я понял …

Мне понравилось … Я думаю …

Хотелось бы …

Выставка детских работ

Панорама изготовленных детских работ «Дерево жизни»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

https://i.pinimg.com/736x/48/a0/e8/48a0e89d1a7610d3c01ff83b8c1720eb.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1613302/bd87eba4-8a79-4b5e-b0d6-b8cfd9afa007/s1200?webp=false

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Легенда о древе жизни

Давным-давно во вселенной летала космическая птица. И снесла это птица огромное яйцо. Но это яйцо было не простое, в нем была жизнь. Внутри яйца, вместо желтка, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров.

На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. (Вспомните, в какой сказке упоминается про этот остров).

В кроне дерева жизни вызревали все плоды, которые давали семена, а те падали на землю и прорастали. Так появились растения на земле. Птицы вили гнезда на чудесном дереве, выкармливали своих птенцов на нем, летали на седьмое небо за живой водой и принесли счастье на землю на своих крыльях. И появились у чудесного дерева животные, которые питались чудесными плодами и оберегали его от несчастий.

      

 

Отдел по образованию Мстиславского райисполкома

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Мстиславля»

УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«ВЕСЁЛЫЕ ЛЕСОВИЧКИ»

                                                                      Учитель

                                                                      высшей квалификационной

                                                                      категории

                                                                      Шарилова Инна Леонидовна

                                            2020 год

Тема: «Весёлые лесовички»

Цель: сформировать представления о многообразии средств для воплощения художественного образа.

Задачи:

  • актуализация имеющегося опыта выполнения изображений из природного   материала;
  • соотношение фактуры материала с содержанием художественного образа;
  • формирование умения моделировать художественный образ из природного материала, подбирая при этом детали необходимых (для осуществления замысла) размера, формы, цвета;
  • развитие художественно-образного мышления.

Оборудование: костюм Осени, корзина с дарами – овощами и фруктами, игрушка Лесовичок, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

Материалы и инструменты для учащихся: природный материал, пластилин, клей, бумага, стеки, дощечки для лепки, лотки для природного материала.

  1. Организационный момент (слайд 1)

Вы, ребята, отдыхали,

Веселились и играли.

Но позвал всех вас звонок -

Начинать пора урок.

- Итак, начинаем урок (слайд 2) изобразительного искусства.

  1. Актуализация знаний учащихся. Введение в новую тему. (слайд 3 )

Сосны, ёлки, берёзы и клёны…

Это лес – он наш друг зелёный!

Добрый друг, он шумит, поёт

И в прохладную даль зовёт.

А вы знаете, что для вас

Он загадку одну припас?

( слайд 4)

Ходит она по равнинам

Тихой светлой сказкой.

И расписывает рощи

Солнечными красками. ( Осень) (слайд 5)

Инсценировка

(выходит девочка-осень и дети)

          Дети. Здравствуй, Осень!

                     Здравствуй, Осень!

                     Хорошо, что ты пришла.

                     У тебя мы, Осень, спросим,

                     Что в подарок принесла?

          Осень.Принесла я вам муки!

          Дети. Значит будут пироги!

          Осень.Принесла вам овощей!

          Дети. И для супа, и для щей.

          Осень.Рады ли вы грушам?

          Дети. Мы их впрок насушим.

          Осень. А уж яблоки, что мёд!

          Дети. На варенье, на компот!

          Осень.В этой корзинке мои осенние подарки. Чтобы узнать какие,

отгадайте загадки.

В этот гладкий коробок бронзового цвета

Спрятан маленький дубок будущего лета.

                                                                (Жёлудь)

На соломинке дом,

Сто ребяток в нём.

                                                   (Колосок)

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

                                                           (Шишки)

Падают с ветки

          Золотые монетки.

                                              (Листья)

Круглый, зрелый, загорелый,

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок.
                                                        (Орех)

Учитель

 - Спасибо тебе, Осень, за загадки, за подарки. (лежат на соломенном подносе)

 - Ребята, а как же можно это всё назвать? (дары леса, природный материал)     

(слайд 6)

 - А как вы думаете, зачем нам сегодня на уроке природный материал?

(для изготовления поделок)

 - Какой же природный материал можно использовать (заполняется слайд 7)

  1. Сообщение темы урока

 - Интересные загадки, ребята, загадала Осень. А послушайте, пожалуйста, мою загадку.

(слайд 8)

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома

Всё давным-давно знакомо.

В сказках мы его встречаем,

Он зверятам помогает.

Знает он, не зря, в лицо

Каждый куст и деревцо.

Дальше… дальше…

Долог путь!

Должен всюду заглянуть,

Всё обследовать лесник,

          Он бродить в лесу привык.

 - Кто же это? (Лесовичок) (слайд 9)

 - Вам приходилось встречаться со сказочными Лесовичками в сказках, на

картинках (слайд 10)

 - Но сегодня на уроке мы попробуем с вами сделать весёлых лесовичков из того

материала, который принесла Осень, подарил лес.

 - Тема урока: «Весёлые лесовички» (заполняется слайд 11).

  1. Организация рабочего места (слайд 12)

 - Для того, чтобы работа была успешной, надо правильно организовать своё рабочее место. Помнить правила безопасности труда.

 - Проверим, всё ли готово к уроку (заполняется слайд 13)

  1. природный материал;
  2. дополнительный материал

          (пластилин, клей, карандаши, проволока, нитки, бумага);

  1. инструменты ( ножницы, стеки, краски, кисточки, иголки, шило).

 - Помните о правилах безопасности при работе с колющими предметами, ножницами! (слайд 14)

  1. Алгоритм выполнения работы (слайд 15)
  • Рассматривание образца (Кого мастерим?)
  • Анализ образца (Из чего мастерим?)
  • Последовательность изготовления поделки (В каком порядке?)
  • Выбор способа соединения частей
  • (Как и с помощью чего соединяем?)
  • Изготовление поделки (Что умею сам?)
  • Анализ и оценка (Как получилось?)

  1. Физкультминутка

- Чтобы  работа легко спорилась, мы немного отдохнём, физкультминутку проведём. (слайд 16)

- А поможет нам Мышонок. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Следите глазами за движущимися предметами на экране. Внимание, начинаем! (слайды 17  - 23)

(во время построения цветка все встают и танцуют)

  1. Обсуждение и выбор ктирериев контрольно-оценочной деятельности.

(совместно с учащимися)

  1. Самостоятельная работа (слайд 24)

    9. Последовательность изготовления поделки (слайд 25)

  • туловище: продолговатая еловая шишка;
  • голова: каштан, пластилин;
  • шляпа: пластилин, колосок;
  • лицо (глаза, борода): семечки, горох, фасоль, солома, вата, бумага;
  • руки, ноги: веточки, жёлуди, шишечки, пластилин;
  • дополнительные детали.

    10. Рефлексия (слайд 26)

 - Осень – пора листопада. Свои листья она принесла и в наш класс. У вас на партах – красные, жёлтые, зелёные листья.

  • красные – было интересно, много узнал, доволен своей работой;
  • жёлтые – понравилось, но не всё получалось;
  • зелёные – было не совсем интересно, скучно.

Работают с листами по КОД

   11. Итог урока (слайд 27)

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья –

Луча серебристого –

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

 - Ваши весёлые лесовички – это маленькие подарки, сделанные своими руками. Покажите их своим друзьям, подарите близким и им станет веселее.

 - Спасибо за работу!

Отдел по образованию Мстиславского райисполкома

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Мстиславля»

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

САМЫЙ «ПРАВДИВЫЙ» ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ

Э. РАСПЕ. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ  БАРОНА МЮНХАУЗЕНА»

                                                                      Учитель

                                                                      высшей квалификационной

                                                                      категории

                                                                      Полугодкова Татьяна Павловна

2019 год

Цель:

*    совершенствовать навык осознанного чтения вслух, молча, по ролям;

*    формировать представления о творчестве Р.Распе;

*    развивать умение читать выразительно;

*    совершенствовать умение определять эмоциональное настроение произведения;

*    содействовать развитию речи учащихся, формированию умений коллективной деятельности;

*    создавать условия для активной познавательной деятельности учащихся, развития их речи, внимания и творческих способностей;

*    способствовать формированию желания расти честным человеком.

Оборудование: задания для работы в группах, презентация, материал для рефлексии.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Разгадывание кроссворда. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Краткий пересказ глав повести-сказки с опорой на кроссворд.

III. Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивительной стране Вообразилии и встретимся с необыкновенным человеком, рассказчиком, путешественником, самым правдивым человеком - …  (бароном Мюнхаузеном).

- Кто из вас смотрел мультфильм или художественный фильм о Мюнхаузене?

- Чем вам понравился этот человек?

- Правдивы ли приключения барона? Почему?

- Мог ли такой человек существовать на самом деле?

- Барон Мюнхаузен действительно существовал на свете и был родом из небольшого немецкого города Боденвердера. (СЛАЙД 1)

- Художник Густав Брукнер изобразил барона в форме кирасира.

- Познакомьтесь с биографическими данными барона Мюнхаузена, приготовьтесь отвечать на вопросы.

                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дата рождения

11 мая 1720 года

Место рождения

Германия, г.Боденвердер

Дата смерти

22 февраля 1797 года (76 лет)

Место смерти

Боденвердер

Род войск

кавалерия

Годы службы

1739-1754

Звание

ротмистр

Сражения (войны)

Русско-турецкая война (1735-1739гг.)

- Где родился барон Мюнхаузен?

- В каком роде войск он служил?

- В каких сражениях участвовал?

- Где умер барон Мюнхаузен?

- Сколько лет он прожил?

          В 1733 году тринадцатилетним мальчиком в роли пажа он сопровождал юного герцога, который отправился в Россию. Они гуляли по Петербургу, участвовали в весёлых похождениях молодёжи, охотились на лис.  

         Четыре года спустя юный барон Мюнхаузен участвовал вместе с русской армией в походе против турков. Они штурмовали крепость Очаков. На третий день турки сдались и подняли белый флаг. После сражения барон Мюнхаузен вернулся из России в Германию, в свой родной город. Ну как же тут не похвастаться перед друзьями своими подвигами? И барон стал рассказывать одну историю за другой, при этом добавляя каждый раз новые фантастические эпизоды.

          Однажды его рассказы услышал профессор античности Рудольф Эрих Распе и решил их записать. Так появилась книга «Приключения барона Мюнхаузена».

IV. Работа с текстом Р.Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

1. Чтение рассказа «Самый правдивый человек на земле» учителем.

- Какие ещё невероятные истории рассказывал барон Мюнхаузен?  

2. Проверка эмоционального восприятия произведения.

- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

3. Чтение текста учащимися.

4. Анализ произведения.

- Каким вы представляете барона Мюнхаузена?

- Каким его изобразил автор?

- Как барон реагировал на смех слушателей и уличение его во вранье?

- О чём рассказывал барон Мюнхаузен?

- Как вы думаете, для чего он сочинял свои истории?

- Каким барона Мюнхаузена изобразил автор? Прочитайте.

- Как барон относился к насмешкам слушателей? Прочитайте.

5. Выразительное чтение текста по ролям.

Физкультминутка

V. Работа с  текстом Р.Распе «Искры из глаз»

1. Чтение рассказа вслух хорошо читающим учеником.

2. Проверка первичного восприятия текста.

- Чем удивил вас барон Мюнхаузен? Что особенно рассмешило?

3. Чтение текста учащимися молча.

4.Анализ произведения.

- Где жил барон?                                                                                               

- Чем он любил заниматься?

- В тексте встретились такие слова и выражения: «сломя голову», «впопыхах», «блестящая мысль». Что они обозначают?

- Можно ли утверждать, что Мюнхаузен – самый лучший фантазёр на свете? Докажите.

- Какой совет даёт Мюнхаузен? Прочитайте.

- С каким настроением ходил барон на охоту? Зачитайте.

- Какие приспособления во времена Мюнхаузена нужны были для охоты?        

VI. Работа в группах (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Задание для 1 группы

- Выберите правильный ответ. Используя выбранные ответы составьте рассказ о бароне Мюнхаузене.

1. Барон Мюнхаузен был:

а) путешественником;

б) военным;

в) писателем.

2. Барон Мюнхаузен жил:

а) в Америке;

б) в Боденвердере;

в) в Германии.

3. Он считал себя:

а) добрым молодцем;

б) самым правдивым человеком;

в) самым обыкновенным человеком.

4. Этот герой отличался от других:

а) весёлым невозмутимым характером;

б) длинным носом;

в) высоким ростом.

5. Барон любил:

а) работать;

б) помолчать;

в) рассказывать о самых невероятных приключениях.

Задание для 2 группы

- Помогите барону Мюнхаузену рассказать о невероятном приключении. Найдите ошибки в тексте, подчеркните их. При чтении выделяйте ошибки голосом.

            … Дело в том, что из окна моей кухни (спальни) была видна обширная река (пруд), где водилось очень много всякой рыбы (дичи).

           Однажды утром, подойдя к реке (к окну), я заметил в реке очень много рыбы (диких уток).

          Мигом я схватил удочку (ружьё) и сломя голову выбежал из дому.  Но впопыхах, сбегая с крыльца (с лестницы), я ударился ногой (головой)  о дверь, да так сильно, что сломал ногу (что из глаз у меня посыпались искры). Это не остановило меня.

Задание для 3 группы

- Какие из перечисленных слов и словосочетаний встречаются в рассказах барона Мюнхаузена? Подчеркни их.

           Трёхногие люди, волшебник, огромная рыба, золотой ключик, самый правдивый человек на земле, необыкновенный олень, Дюймовочка,  вишнёвое дерево, ядро, ружьё, кремень, разбитое корыто, скатерть-самобранка, порох, оторванная голова, жирная утка, искры  из глаз, восьминогий заяц, золотой петушок, царевна-лебедь,  оттаявшие звуки, полконя.

VII. Проверка выполненных заданий

VIII. Подведение итогов урока

- Немецкий скульптор Бруно Шмиц создал памятник знаменитому вралю в родном городе Мюнхаузена – Боденведере. (СЛАЙД 2)

- Возле дома-музея Мюнхаузена находится павильон, где хвастливый барон рассказывал свои истории, а рядом с павильоном – памятник-фонтан. Скульптор изобразил барона в тот момент, когда он, обернувшись, заметил, что у его коня не хватает задней половины туловища, отрубленной турками. Итак, это один из памятников, поставленный литературным героям.

- В разных странах есть и другие памятники литературным героям. Например в Италии – памятник деревянному мальчишке – Буратино. Памятник Буратино есть и в нашей стране, в городе Гомеле. (СЛАЙД 3)

- В России, в городе Санкт-Петербурге есть памятник знаменитому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, а рядом с ним – герои его многочисленных басен: петух, свинья, мартышка, лебедь, осёл и другие. (СЛАЙД 4)

- В Минске есть площадь, на которой находится памятник белорусскому поэту Якубу Коласу, рядом с которым расположены герои его произведений. (СЛАЙД 5)   

IX. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Осталось выполнить ещё одно задание. Вы все прекрасно помните, каким необычным способом летал Мюнхаузен в разведку. Для проведения военных действий ему ещё потребовались пушечные ядра. (СЛАЙД 6)

- Если вы испытываете радость и удовлетворение от проделанной работы, возьмите зелёное ядро. Если было скучно – красное. Если неудовлетворены работой – фиолетовое.

X. Домашнее задание

- Перечитать рассказы Э.Распе. Принести на урок книгу «Приключения барона Мюнхаузена».

                                                                                                    

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2

7

1

8

3

9

5

6

4

  1. Фамилия Малыша. (Свантесон.)
  2. Город, в каком жила семья Малыша. (Стокгольм.)
  3. Не совсем обыкновенное существо, которое жило в доме Малыша. (Карлсон.)
  4. То, что издавал моторчик Карлсона. (Жужжание.)
  5. То, за чем любил наблюдать Карлсон. (Звёзды.)
  6. О ком мечтал Малыш? (Щенок.)
  7. Какое чувство испытывал Малыш, думая о щенке? (Любовь.)
  8. То, что захватило у Малыша при встрече с Карлсоном. (Дух.)
  9. Что побежало по спине  Малыша от восхищения. (Мурашки.)

                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Биографические данные барона Мюнхаузена

Дата рождения

11 мая 1720 года

Место рождения

Германия, г.Боденвердер

Дата смерти

22 февраля 1797 года

Место смерти

Боденвердер

Род войск

кавалерия

Годы службы

1739-1754

Звание

ротмистр

Сражения (войны)

Русско-турецкая война (1735-1739гг.)

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание для 1 группы

- Выберите правильный ответ. Используя выбранные ответы составьте рассказ о бароне Мюнхаузене.

1. Барон Мюнхаузен был:

а) путешественником;

б) военным;

в) писателем.

2. Барон Мюнхаузен жил:

а) в Америке;

б) в Боденвердере;

в) в Германии.

3. Он считал себя:

а) добрым молодцем;

б) самым правдивым человеком;

в) самым обыкновенным человеком.

4. Этот герой отличался от других:

а) весёлым невозмутимым характером;

б) длинным носом;

в) высоким ростом.

5. Барон любил:

а) работать;

б) помолчать;

в) рассказывать о самых невероятных приключениях.

Задание для 2 группы

- Помогите барону Мюнхаузену рассказать о невероятном приключении. Найдите ошибки в тексте, подчеркните их. При чтении выделяйте ошибки голосом.

            … Дело в том, что из окна моей кухни  была видна обширная река, где водилось очень много всякой рыбы.

           Однажды утром, подойдя к реке, я заметил в реке очень много рыбы.

           Мигом я схватил удочку  и  сломя голову выбежал из дому.  Но впопыхах, сбегая с крыльца, я ударился ногой  о дверь, да так сильно, что сломал ногу. Это не остановило меня.

Задание для 3 группы

- Какие из перечисленных слов и словосочетаний встречаются в рассказах барона Мюнхаузена? Подчеркни их.

          Трёхногие люди, волшебник, огромная рыба, золотой ключик, самый правдивый человек на земле, необыкновенный олень, Дюймовочка,  вишнёвое дерево, ядро, ружьё, кремень, разбитое корыто, скатерть-самобранка, порох, оторванная голова, жирная утка, искры  из глаз, восьминогий заяц, золотой петушок, царевна-лебедь,  оттаявшие звуки, полконя.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.