Музыка

Дата: 23 мая 2020 в 10:13, Обновлено 23 мая 2020 в 11:52
Автор: Быкова Г. А.

Отдел по образованию Мстиславского райисполкома

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Мстиславля»

УРОК ПО МУЗЫКЕ

ПРИЧУДЛИВЫЕ ИНТОНАЦИИ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ

 

Учитель

первой квалификационной

категории

Жданович Марина Николаевна

2020 год

Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях музыки народов Азии (по выбору учителя).

Задачи урока:      

1) ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки народов Азии (по выбору учителя);

2) введение понятия пентатоника;

3) расширение представлений о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур;

4) совершенствование умений сравнительного анализа, выразительного пения и движения под музыку.

Тип урока: комбинированный.

Структура:

ознакомление с темой урока, постановка целей, задач;

проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

изложение нового материала;

первичное закрепление, изученного;

подведение итогов урока.

Оборудование:

карта мира, портреты композиторов, компьютер, тех/средства для просмотра слайдов, доска, мел, музыкальный инструмент, магнитофон.

Ход урока:

Вход в класс « Катюша» муз. Блантера  2мин.

Музыкальное приветствие.

Орг. момент.

У: Мы продолжаем тему второго полугодия“Музыкальные путешествия” и продолжаем путешествовать по государствам ближнего и дальнего зарубежья.

- Как вы думаете, а зачем мы путешествуем по разным странам? ( Хотим познакомиться с музыкой разных народов мира, научиться ее понимать.)

Давайте вспомним – в каких странах мы уже побывали и с произведениями каких народов знакомы…. ( ответы учащихся)

Ребята! Под звуки, какой песни вы вошли, в класса”.

ДЕТИ (Д): “Катюша”.

У: Что необычного прозвучало в этой песне?

Д: Песня звучала на японском языке.

У: Да! Ее исполняет японский ансамбль. Как вы думаете, в какую страну эта песня, поможет нам попасть?

Д: Японию.   

У.Тема сегодняшнего урока:    Причудливые интонации восточной музыки.

Цель урока: сформировать представление о характерных особенностях музыки и  культуры  Японии.

Задачи урока:      

1) ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки Японии;

2) введение понятия пентатоника;

3) расширение представлений о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур;

4) совершенствование умений сравнительного анализа, выразительного пения и движения под музыку.Беседа. Настроить на повторное слушание.            

У: В 1939году Блантер создал песню “Катюша” и она разлетелась по всему миру. В Токио, есть клуб любителей песни, где собирается молодежь и поет песни разных народов, в том числе и русские. “Катюша” - имеет название клуб и назван он в честь любимейшей советской песни в Японии.

Слушание:             “Катюша” муз. Блантера.  2мин.

У: Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой и культурой страны восходящего солнца. А эпиграфом нашего урока будут слова: “Музыка, прежде всего – искусство человеческого общения.” Давайте запишем эти слова в тетрадь.

– Кто, знает где находится Япония? На юге, на севере, на западе, на востоке?

- Попробуем найти Японию на карте мира….(Ответы детей) 

 (Рассказ учителя о Японии с одновременным показом презентации)

- Япония – государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и др.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Столица – Токио.

- В жилых помещениях мебели почти нет, на полу – циновки. Циновка – это плетеное ковровое изделие из соломы, камыша, тростника, бамбука, риса, льна и т.д.

Японцы любят украшать свои жилища напольными вазами с цветами. Этот стиль цветочного дизайна отмечен за его простоту и чистоту линий и цветов и называется икебана. Икебана использует не только цветы, но и ветки вьющихся деревьев.

- Любимыми цветами японцев являются хризантемы.

- Традиционная одежда – кимоно. Кимоно считается японским  “национальным костюмом” и напоминает собой Т – образный халат, который закрепляется на теле поясом. Рукава намного шире толщины руки. Он удобен и не сковывает движений человека, а также скрывает недостатки фигуры.

- Любимый напиток – молоко.

- А любимое дерево японцев – вишня, по-японски – сакура – дикая несъедобная вишня. Весной наступает время, когда вечно спешащие японцы на миг останавливаются, замирают, чтобы насладиться, потрясающим по красоте зрелищем – цветением сакуры.

Цветение сакуры – национальный праздник Ханами – любование цветами сакуры – ритуал и любимое развлечение японцев на протяжение столетий. Цветы сакуры, которые опадают, едва успев раскрыться, японцы считают символом своего отношения к прекрасному, ведь красота недолговечна и мимолетна и исчезает до того, как успеет превратиться в нечто привычное и будничное. Прекрасной поре цветения сакуры посвящено множество произведений и сейчас я предлагаю вам насладиться несколькими короткими стихотворениями о сакуре.

Чтение учащимися стихотворений.

Звучит музыка: «Кабуки» 3.51 мин.

1. Цвет зари охватил

Еще сонные ветры,

Дождь его разбудил,

По- весеннему светлый!

По бутонам он рос,

По цветочным бутонам,

Ветер краски разнес,

Бледно-розовым тоном!

Еще кружевом лед

Покрывает аллеи,

А весна уж цветет

И сакурой алеет!

2. …Коль отцвели цветы душистой сливы,

Где соловей порхает меж ветвей,

То значит,

Время подоспело,

Когда должны цвести вишневые цветы.

Как сквозь туман вишневые цветы

На горных склонах раннею весною

Белеют вдалеке,

Так промелькнула ты,

Но сердце все полно тобою!

У: Что представили, слушая эти стихи? (Прекрасные пейзажи холмов, покрытые разноцветной пеленой цветов сакуры). Хочется бежать туда, чтобы посидеть в тени цветущих деревьев, помечтать, подышать нежным ароматом вишневых цветов.                                                                                        

У: Предлагаю послушать музыку и подумать – что вы увидите в ней.

Слушание японской народной песни “Вишня”.

- Что вы увидели в музыке? ( Как распускаются нежно-розовые цветочки вишни).

- Какая мелодия звучала – яркая, жизнерадостная или хрупкая и нежная?

( Ответы детей)

У:Какие признаки народности вы услышали в песне? (Простая мелодия, распевность, поступенность, волнообразное движение мелодии, несложный аккомпанемент, простые слова.)

- И мелодия очень необычна, а почему – попробуем с вами определить.

У. – На скольких нотах построена мелодия? (5.)

- Вот это и является особенностью японской музыки и называется ПЕНТАТОНИКА – пятиступенный звукоряд. 

Разминка 2мин.

Слушание:

  – А сейчас послушаем музыку Д. Б. Кабалевского (показ портрета композитора), написанную на основе народной японской песни “Вишня”…. 55 сек.

- Меняется ли в музыке настроение? (Да.Сначала настроение светлое, а затем тревожное.)

- Какими красками можно изобразить? ( Сначала нежными, затем темными.)

- Что услышали в конце произведения? (Колокол.Набат.)

- Что еще менялось в музыке? ( Темп, характер.)

- Как называется такая форма в музыке? (Вариации.)( Ответы детей)

- Написал вариации Д. Кабалевский после того, как побывал в Японии и был очарован цветением сакуры. А характер произведения он изменил, потому что хотел в музыке показать трагедию двух японских городов – Хиросимы и Нагасаки, на которые американцы в целях испытания атомного оружия сбросили смертоносные атомные бомбы. Пострадало очень много жителей, в том числе и детей.   3.10 мин.

У: Рассказ учителя о девочке Садако, которая появилась на свет после этой трагедии, но все равно заболела. И жизнь ее медленно угасала. Однажды ей приснился сон: если она сделает 1000 белых бумажных журавликов, то останется жить. И она принялась за дело, ей помогали и друзья, и советские дети, но белые журавлики не смогли спасти Садако, она умерла. И тогда было решено построить памятник Садако и всем ребятам, погибшим от атомной бомбы. И вот на площади в Хиросиме появился новый памятник. Люди останавливаются возле него и несколько секунд молчат. А дети до сих пор приносят к памятнику, журавликов.

Этой девочке посвящена песня “Журавлик”.  Послушаем ее и разучим.   2мин.

Распевание:   10 мин.

Разучивание:       “Журавлик” автор неизвестен. Познакомить с песней. Разучить 1-й куплет.15 мин.

Вокально-хоровая работа

У: Поэт Расул Гамзатов посвятил этой девочке стихотворение. Называется оно “Я не хочу войны”.

Я хочу, чтоб в целом мире затрубили журавли

И напомнить всем могли о погибших в Хиросиме.

И о девочке умершей, не хотевшей умирать

И журавликов умевшей из бумаги вырезать.

А журавликов-то малость сделать девочке осталось…

Для больной нелегок труд, все ей, бедненькой, казалось –

Журавли ее спасут.

Журавли спасти не могут – это ясно даже мне.

Людям люди пусть помогут преградить пути войне!

- Как вы думаете, почему и Д. Кабалевский, и Р. Гамзатов посвятили свои произведения Японии? 

(Они не могли оставаться в стороне и тем самым выразили сострадание, боль, переживания.)(ответы детей)

Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Что вам понравилоcь?

- Что больше запомнилось?

Есть в Японии древняя легенда в которой говорится что если сложить из бумаги 1000 журавликов то можно загадать желание и оно исполнится . Быть может желания действительно исполняются .

Если каждый день складывать журавликов и просто дарить их людям, мир станет немного улыбчивей, и может быть, желания наши начнут исполняться.

(Учитель дарит ученикам по журавлику)

Звучит песня «Каб любiць Беларусь нашу мiлую»

А сейчас если вам понравился урок ,если было все на уроке понятно и интересно, поднимите журавликов  высоко в небе возвращающихся  из Японии на родину, нашу Беларусь.

Если что-то было не ясно, посадите их на парту .

- Я думаю, далекая Япония приблизилась к нам сегодня, исчезли границы, и мы стали понимать музыку японского народа. Мы,  люди Беларуси,  должны быть толерантными и относиться с уважением не только к своей культуре, но и к культуре других стран.

Мне было интересно сегодня работать на уроке. Урок закончен.  Спасибо за внимание.

Отдел по образованию Мстиславского райисполкома

Государственное учреждение образования «Гимназия г. Мстиславля»

УРОК ПО МУЗЫКЕ

МУЗЫКА НАШИХ СОСЕДЕЙ - РУССКОГО НАРОДА

 

Учитель

первой квалификационной

категории

Жданович Марина Николаевна

2020 год

Цель урока: формирование представлений о характерных особенностях музыки русского народа.

Задачи урока:

1) ознакомить учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки русского народа;

2) формировать представления о взаимопроникновении культур;

3) совершенствовать умения сравнительного анализа, выразительного пения и инструментального музицирования

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, аккордеон, музыкальный центр, синтезатор, раздаточный материал, детские музыкальные инструменты.

Музыкальный материал:«Каб любiць Беларусь нашу мiлую» (музыка И.Лученка); попевка «Приветик», «Россия» (музыка В. Темнова), русские народные песни: «Во кузнице», «Что стоишь качаясь…», «Топиться в огороде баня», «При лужке», «Солдатушки, браво ребятушки», частушка, «Во поле береза стояла»; 4 симфония П.И.Чайковского; «Моя Россия» (музыка г.Струве); «Я люблю, тебя Белая Русь» (музыка А. Язвинского)

Ход урока.

1.Организация начала урока.

Дети входят в класс под мелодию «Каб любiць Беларусь нашу мiлую».

- Ребята у нас с вами сегодня урок музыки, значит, каким может быть наше приветствие?

-Приветствие должно быть музыкальным.

Исполнение музыкального приветствия

(Учитель поет вместе с детьми)

Музыкальное приветствие.

- Приветик!

- Привет!

- Дай мне на вопрос ответ?

- Какой?

- Скажи мне: «Как тебя зовут?»

Споем, и все нам подпоют.

- В небесах вспыхнули

Звездами слова.

Я плюс ты – друзья.

Мы - одна семья.

- Приветик!

- Привет!

- Дай мне на вопрос ответ?

- Какой?

- Скажи мне: «Как живется тут?»

- Класс!»

Споем, и все нам подпоют.

- В небесах вспыхнули

Звездами слова.

Я плюс ты – друзья.

Мы - одна семья.

Замечательно, умницы, у всех хорошее настроение. А я очень счастлива, что эта песня помогла нам познакомиться и подружиться.

2. Распевание

-Мы сегодня на уроке будем говорить о музыке других людей. Для этого я предлагаю вам отправиться  в путешествие. Путь будет неблизкий.

- На чем мы доберемся быстрей всего, на каком виде транспорта? (Ответы детей).

- Мы с вами полетим на самолете.

- Ребята, что надо, чтобы самолет заработал?(Ответы детей).

- Давайте голосом покажем, как звучит двигатель.

-А как завывает турбина в самолете? Покажем голосом.

- Разрешите мне, ребята, назначить командира корабля. У кого самый звонкий голос, тот и  у нас будет командиром.

- Командуем: «Пристегнуть ремни!».

-Молодцы, самолет взлетел.

(Включается фон полета самолета)

- Прислушайтесь, ребята, мы с вами летим.

3. Изучение новой темы

3.1 Введение в тему урока

(Включается видеозапись хора имени Пятницкого «Россия»)

- Музыку какой страны мы с вами прослушали? (Ответы детей)

- Тема нашего урока «Музыка наших соседей - русского народа».

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, о чем мы будем говорить, что изучать?)

3.2 Знакомство с жанрами русской народной песни

- Ребята, о чем может рассказать песня? (Ответы детей)

На протяжении многих веков создавал свои песни русский народ. В них запечатлена история, труд и быт народа. Песня – самый древний вид музыкального искусства, можно сказать, что она ровесница человеческой речи.

- Когда зародилась песня? (Ответы детей) 

Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы. А вот о том, что на свете есть песни, знали все. Да и как могло быть иначе?

- А какие жанры народных песен вы знаете? (Ответы детей)

Жанры народных песен: трудовые, лирические, шуточные, бытовые, солдатские, частушки, хороводные, плясовые, исторические, урожайные, свадебные и др.

- Определите, пожалуйста, жанр народной песни, которую вы сейчас услышите.

 Звучит песня «Во кузнице»(Поет учитель)

(Ответы детей)

Трудовые песни. Они сопровождали практически каждый вид трудовой деятельности крестьянина – будь-то охота, подъём тяжестей или кузнечное дело.Ведь с песней и дела спорятся быстрее, и работа прямо чуть ли не кипит.

Звучит песня «Что стоишь, качаясь…» (Поет учитель)

- А это какой жанр?  (Ответы детей)

Вся жизнь человека была в те времена связана с песней. Вот, песни о любви. Пели эти песни чаще всего парни и девушки до свадьбы. В них – вся горечь безответной любви, радость от свидания, страшная тоска по милому.

Звучит песня «Топится в огороде баня» (Поет учитель)

- К какому жанру относится эта народная песня? (Ответы детей)

А как популярны юмористические или сатирические народные песни.

В этих песнях отражается весёлый и неунывающий нрав русского народа, который просто не привык грустить.

Звучит песня «При лужке» (Поет учитель)

От всех ранее услышанных отличаются бытовые песни.  Их темы – семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью.  Эти песни разнообразны, как труд людей, их традиции и обычаи.

- А сейчас я напою еще одну песню, а вы мне определите жанр.

Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки» (Поет учитель)

(Ответы детей)

Звучит частушка «Петя ловко ловит рыбу» (Поет учитель)

- А это какой жанр? (Ответы детей)

Вся жизнь России нашла свое отражение в этой маленькой, но очень емкой песенной форме. Частушки теснейшим образом связаны с окружающей действительностью. В частушке, как и в песне, можно встретить «то разгулье удалое, то сердечную тоску».

- Ребята, а какие характерные особенности русского народного песенного творчества вы знаете? (вариационность, распевность, переменный лад, размер)

3.3 Знакомство с различными вариантами исполнения русской народной песни

3.3.1 Исполнение песни

Ни один праздник на Руси  не обходился без плясовых и  хороводных песен.

«Во поле береза стояла»  - песня очень известная. Мы эту песню споем даже не разучивая. Попробуем? (Ребята поют первый куплет).

3.3.2 Исполнение бурдона

- Ребята, сейчас мы свами попробуем изменить исполнение песни. Самый простой способ -  сделать ее многоголосной.

И так, этой команде я предлагаю стать музыкальным якорем и держать основной тон, брать по очереди дыхание, чтобы оно не прерывалось.

(Ребята поют основной тон)

- Другая команда поет мелодию.

(Ребята исполняют мелодию)

- На что похоже наше исполнение? (Ответы ребят)

- Такой вид многоголосья называется бурдон. Выдержанный тон с мелодией выстраиваются различные интервалы.

3.3.3 Танцевальные движения

Внести разнообразие в исполнение песни нам помогают танцевальные движения. Песня «Во поле береза стояла» является хороводной. Я предлагаю исполнить хоровод.

(Дети исполняют хоровод)

3.3.4 Игра на детских музыкальных инструментах

- Ребята, скажите кроме вокальных изменений, как можно еще изменить мелодию? (Ответы детей)

- Мелодию еще можно изменить при помощи инструментов. Я предлагаю разбиться на три группы. Первых две группы получают ложки. При игре одна группа выделяет сильные доли, а вторая – простукивает ритм. Третья группа получает бубны. В конце музыкальной фразы она заполняет паузу.

(Игра на музыкальных инструментах)

Играя на музыкальных инструментах, мы создали свой оркестр. У нас получалась простейшая аранжировка русской народной песни.

3.4. Слушание музыки

А хотите услышать, как русский композитор П.И.Чайковскийоранжировал русскую народную песню «Во поле береза стояла», используя симфонический оркестр.

(Слушание отрывка 4 симфонии П.И.Чайковского)

- Вы прослушали масштабное симфоническое произведение. А кто знает, что такое симфония?

Симфония – это большое музыкальное произведение, состоящее из 4 частей для симфонического оркестра.

(Определение разучивается при помощи движений)

-Какие изменения внес композитор в песню? Давайте проследим за характером звучания, динамическим развитием, тембровыми особенностями.

У вас на партах имеются карточки. У первого ряда – это характерные особенности музыки. Вам необходимо, прослушав еще раз отрывок, выбрать из перечня слова, характеризующие данный фрагмент. У второго ряда лежат карточки с названиями музыкальных инструментов. Учащимся необходимо выбрать те инструменты, которые звучат в данном произведении. У третьего ряда лежат карточки с динамическими оттенками. Ребята, прослушав фрагмент должны выложить их таким образом, чтобы показать динамическое развитие данного произведения.

(Повторное слушание отрывка)

Проверка выполненного задания учащимися

- Ребята, как вы думаете, о чем мог Чайковский рассказать в финале 4 симфонии?

Чайковский рассказало жизни русских людей, о спокойных мирных моментах в жизни народа, а также о горестных страницах истории, о стремлении к мирной и счастливой жизни.

Это рассказ о прошлом, настоящем, а может и будущем народа  с благополучным исходом.

4. Хоровое пение

Очень много песен русский народ поет о своей Родине. И  сегодня мы познакомимся с одной из таких песен. Сегодня мы послушаем песню «Моя Россия». Написал ее композитор  Г.Струве, автор текста Н. Соловьева.

Сели все правильно, внимательно слушаем и думаем, о чем поется в песне.

Определите, с какой части  - запева или припева – начинается песня, одинаковый или разный характер в музыки в запеве и припеве.

(Учащиеся слушают запись)

- Понравилась ли вам песня?

- Сколько куплетов в песне?

- Какой характер припева, запева?

Разучивание песни

Исполняя песню, поем напевно, легко, не забываем о паузах между фразами, о динамике, окончание фраз поем тише. 

Оценка исполнительской деятельности учащихся.

5. Итог урока

- Ребята нам пора собираться домой. Скажите, а что вы расскажите дома о своем путешествии в Россию?  (Ответы детей)

- О каких особенностях русской народной музыки мы узнали?

Я очень хотела бы всех спросить, но самолет улетает.

И так, командир корабля, командуем.(Командир говорит:«Пристегнуть ремни»).

(Включается фон полета самолета)

- И так, ревут моторы.

- Внимание, мы летим. Ребята, смотрим в элюминатор.

- Что мы видим?

(На экране видеозапись Мстиславля,

звучит песня «Я люблю тебя Белая Русь»)

Белорусская и русская культуры очень схожи между собой. Это связано с исторической общностью восточных славянских народов. В Республике Беларусь – два государственных языка – белорусский и русский. Характерные особенности музыки этих двух народов очень похожи. Как в Беларуси, так и в России изучают, хранят и популяризируют народное творчество не только свое, но и творчество соседей-сестер.

Рефлексия

Ребята у вас на партах лежат нотки, нужно их оживить, нарисовав им ваше настроение после урока.

(Звучит песня «Каб любiць Беларусь нашу мiлую»)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.