Новости проекта
Напоминаем, 1 августа платформа переходит на новый учебный год, большинство информации по прошлому году станет недоступно.

Рекомендуем выполнить следующие действия...

Химия

Дата: 25 февраля 2019 в 18:56, Обновлено 25 февраля 2019 в 19:01
Автор: Быкова Г. А.

Государственное учреждение образования

«Гимназия г.Мстиславля»

Открытый урок химии в 7 классе на тему:

«Химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми и сложными веществами. Реакции соединения»

  •         Разработала и провела:  
  •                               учитель химии и биологии
  • Лагутенко Светлана Дмитриевна

Мстиславль, 2018

Тема урока: «Химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми и сложными веществами. Реакции соединения»

Цель урока: изучить основные химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми и сложными веществами;

применение кислорода

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить представления учащихся о кислороде.

Познакомить с химическими свойствами и применением кислорода.

Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные:

Воспитывать трудовую и учебную дисциплину;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства;

Воспитывать культуру устной и письменной речи.

Воспитывать умения осуществлять  самооценку и самокоррекцию знаний, умений и навыков;

Развивающие:

Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

Совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать умения наблюдать, формулировать высказывания.

Совершенствовать умения обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты:

личностные:

 готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

метапредметные:

умение ставить цели и планировать пути её достижения;

учиться корректировать свои действия;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей;

уметь организовывать совместную работу со сверстниками в парах; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

предметные:

знать: основные химические понятия «катализаторы», «реакции горения», «реакции соединения»; химические свойства кислорода; области применения кислорода.

уметь: отличать и распознавать кислород , описывать его физические свойства и получение; составлять уравнения реакций горения веществ в кислороде; записывать химические формулы  исходных веществ и продуктов реакции и давать  им названия.

Тип урока: урок приобретения новых знаний и формирования умений и навыков.

Форма работы: фронтальная,  индивидуальная, работа в парах, игровая.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный, демонстрационный, интерактивный.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов.

Оборудование: компьютер, презентация «Химические свойства и применение кислорода», видео, карточки с заданиями материалы для рефлексии.

ХОД УРОКА

План урока:
- организационный этап
- 2 мин
- актуализация имеющихся знаний и

активация деятельности учащихся 

-7 мин
- целеполагание и планирование

-1 мин
- изучение нового материала

- 20 мин

- физкультминутка

- 2мин
- закрепление и обобщение изученного материала
- 5 мин
- рефлексия (выводы )
-2 мин
- задание на дом
- 1 мин


 

План-конспект урока

I. Организационный этап 
Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих в классе.

Далее обращает внимание ребят на эпиграф, написанный на экране:

В чём горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без….

– Ребята, в чём заключается роль кислорода на Земле и в жизни человека?

Учащиеся, используя информацию прошлого урока, в устной форме проговаривают, что роль кислорода на Земле и в жизни человека глобальна.
После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний учащихся 

Активация познавательной деятельности
От нужды, порой от скуки были созданы науки.

Век за веком пролетали - люди многое узнали,

Тем не менее, народ знать не знал про кислород.

Да и как о том узнать, что не можешь в руки взять?

Газ без запаха, без вкуса, незаметен на просвет.

На весах его не взвесить, и нужды в нем вроде нет.

Были, правда, рассужденья о дыханье, о горенье,

Даже был предсказан он под названьем ФЛОГИСТОН.

Англичанин Джозеф Пристли свойства газов изучал,

Взявши линзу, жаром солнца все что увидел, нагревал.

Над окалиною ртути как-то опыт проводил

Получилась капля ртути, плюс какой-то газ открыл.

В нем свеча горела ярче, дольше мышь могла дышать,

При нагреве в этом газе ртуть окислилась опять.

Воздух, взятый для сравненья раза в три «слабее» был

Так попутно в атмосфере и азот еще открыл!

Шведский химик Карл Шееле раньше кислород открыл

Но об опытах в журнале чуть позднее сообщил.

Но не Пристли, ни Шееле, не сумели оценить.

Или где-то для чего-то, газ открытый применить.

Антуан Лавуазье эти опыты проверил

Все старательно измерил и научно доказал:

Флогистона нет в природе, а все дело в кислороде!

И дыхание, и горение - это просто окисление!

Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.
 

3. Целеполагание и планирование

Определение темы и целей урока.

– Читая стихотворение, подумайте: Какие фразы из этого стихотворения говорят о признаках реакции?
Учитель стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.
- Следовательно, тема сегодняшнего урока “Химические свойства кислорода”.
– Цели урока:
• Познакомиться с химическими свойствами кислорода;
• Научиться записывать химические уравнения реакций, отражающие химические свойства кислорода;
• Закрепить знания по расстановке коэффициентов в химических уравнениях;

• Познакомиться с областями применения кислорода;

ІІІ. Изучение нового материала.

I. Химические свойства кислорода с простыми веществами
Учитель демонстрирует взаимодействие кислорода с неметаллами с использованием видеозаписей 

Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций:
1.Взаимодействие с неметаллами
а) С углеродом

С + O2 ––>СO2

Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяются теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с кислородом O2 тлеющий уголек, то он раскаляется добела и сгорает, образуя оксид углерода(IV) СO2. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду — раствор гидроксида кальция Са(ОН)2. Она мутнеет, так как при этом образуется нерастворимый карбонат кальция СаСO3:

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O

Видеодемонстрация №1 «Горение угля в кислороде» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/695aa82a-e84a-fa4d-7b04-16d28ded2fbb/index.htm
Б) С серой 

S + O2 ––>SO2
 Сера горит в O2 ярким синим пламенем с образованием газа с резким запахом — оксида серы(IV)

Видеодемонтсрация №2 «Горение серы в кислороде» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/600cd365-f9f2-ae10-56e4-98ee0af7e4c6/index.htm

В) С фосфором
4P + 5O2 ––> 2P2O5
 Горение фосфора в кислороде

Видеодемонстрация №3 «Горение фосфора в кислороде» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/index.htm

Опыт следует проводить под тягой. Следует соблюдать правила обращения с нагревательными приборами. Не допускать попадания горящего фосфора на рабочую поверхность стола. Не вдыхать выделяющийся дым фосфорного ангидрида.

Фосфор Р сгорает в O2 ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твердых частиц оксида фосфора(V).

Г) С водородом

Особенно интересна реакция соединения водорода с кислородом. Если поджечь на воздухе выходящий из газоотводной трубки чистый водород, он мгновенно воспламеняется с легким хлопком и горит ровным, еле заметным пламенем. Если поместим трубку с горящим водородом  в сосуд с кислородом, горение водорода становится более интенсивным, а пламя – более ярким. Через некоторое время на стенках сосуда мы увидим маленькие капельки жидкости. Это – вода! Она является продуктом реакции водорода с кислородом:

 2Н2+O2 ––>2Н2О
2) Взаимодействие с металлами

 А) Горение железа в кислороде

Видеодемонстрация №4 «Горение железа в кислороде» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/deb6e939-f8c8-fea7-fe24-7b2c80013fd7/index.htm

В кислороде горят и такие вещества, которые обычно считают негорючими, например железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь ее и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких раскаленных искр — расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении два атома железа трехвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:

3Fe + 2O2 =  Fe3O4

Fe3O4  - это смесь двух соединений железа – FeO и Fe2O3

Реакцию железа с кислородом используют для «резки» стальных изделий. Для этого определенный участок детали сначала следует нагреть с помощью кислородно-газовой горелки. Затем необходимо направить на нагретое место струю чистого кислорода. Нагретое до высокой температуры железо вступает в химическую реакцию с кислородом и превращается в рыхлую окалину. Так можно разрезать толстые железные детали.

Б) Взаимодействие кислорода с медью можно выразить следующей записью:

2Cu + O2 = 2CuO

реакция на воздухе течёт крайне медленно, ускоряется при нагревании

В) Очень интересна реакция кальция с кислородом, однако опыт нельзя выполнять в домашних условиях, так как он весьма опасен.

Внимание! Не пытайтесь повторить этот опыт самостоятельно!

кислород поджигает кальций, и пламя окрашивается в красный цвет.

2Ca + O₂ → 2CaO

Вопрос учащимся: Что общего между всеми этими реакциями?

Постановка проблемы приводит к ее решению.

Все эти реакции имеют по два исходных вещества и по одному продукту реакции. Такие реакции носят название РЕАКЦИИ СОЕДИНЕНИЯ. Определение записывается с презентации

Реакции соединения – это химические реакции, в результате которых из нескольких веществ (простых или сложных) образуется только одно новое, сложное вещество.

 Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относятся золото Au , Pt и некоторые другие.

II.Химические свойства кислорода со сложными веществами

А) Взаимодействие кислорода с метаном, сероводородом и глюкозой.
CH4 +2O2 ––>CO2 +2H2O
2S+3O2––>2Н2О+2SO2

С6Н12О6 +6O2––> 6CO2 + 6H2O

Реакция взаимодействия кислорода с глюкозой – это клеточное дыхание живых организмов. Кислород для нее живые организмы берут из воздуха.
Реакции  записываются в тетради с доски,  либо презентации.

 III. Применение кислорода. Основано на его химических свойствах. В больших количествах кислород используют для ускорения химических реакций в разных отраслях химической промышленности и в металлургии. Например, при выплавке чугуна для повышения производительности доменных печей в них подают воздух, обогащенный кислородом.

 При сжигании смеси ацетилена или водорода с кислородом в специальных горелках температура пламени достигает 3000 ºС, такое пламя используется для сварки металлов. Если берут кислород в избытке, то пламенем можно резать металл. Жидкий кислород применяют в ракетных двигателях.

 В медицине кислород служит для облегчения затрудненного дыхания. В этом случае кислородом заполняют специальные подушки. Кислородные маски необходимы в высотных полетах, в космосе и при работе под водой.

Очень распространено применение кислорода для приготовления кислородных коктейлей, представляющих собой густую пену, наполненную тысячами волшебных пузырьков, состоящих из молекул кислорода. Коктейли готовят на основе фруктовых соков, морсов, фито отваров, которые превращают их в настоящее лакомство для детей и взрослых

Применением кислорода

1) в металлургии;

2) для резки металлов;

3) в авиации для дыхания;

4) в авиации для двигателей;

5) для сварки металлов;

6) на взрывных работах;

7) в медицине;

8) для производства кислородных коктейлей.

IV Физкультминутка.

Психологическая релаксация для снятия тревожности и стресса.

 Прием «Воздушный шар»

Представьте себе, что Вы – большой воздушный шар, который медленно надувают. На длинном, глубоком вдохе поднимите руки, и полностью напрягите все мышцы тела на несколько секунд. Затем представьте, что в шаре образовалась маленькая дырочка, из которой постепенно выходит воздух. На выдохе начните постепенно  «сдуваться», по-немногу расслабляя все мышцы. Заканчиваем упражнение состоянием полного расслабления.

V. Закрепление знаний. 

Прием «верю – не верю»

1.Реакции взаимодействия кислорода с простыми веществами – это реакции соединения.                        

2. Если в колбу с кислородом внести ложечку с горящей серой, то сера вспыхнет

с образованием ярко голубого пламени.

3. Сложные вещества не взаимодействуют с кислородом.                                                       

4. Если в колбу с кислородом внести  раскаленную спираль из тонкой проволоки, состоящей из железа, то она  начнет ярко светиться и разбрасывать в разные стороны раскаленные искры;               

5. Коэффициенты в схемах реакций не нужны.

Н2+O2 ––>Н2О
         CH4  +  O2 ––>   CO2 +  H2

Дайте ответы на вопросы.                                              

6. Укажите не менее 3 отраслей  применения кислорода.                                                                                       

7. Горит ли фосфор в кислороде?

8. Что такое кислородный коктейль?

9. К чему приравнивается 1 порция кислородного коктейля.

10. Почему  сварщик надевает защитную маску?

 VI. Домашнее задание. (1 мин.)

 Для желающих ребят учитель предлагает выполнить следующие творческие задания:

  • Составить кроссворд, ключевое слово которого “кислород”;
  • Составить плакат, листовку о вреде пожаров, об осторожном обращении с огнём;
  • Сочинить стихотворение о кислороде и его свойствах
  • Составить загадки о кислороде
  • Подобрать рецепты приготовления кислородных коктейлей в домашних условиях.

 VII. Рефлексия. (1 мин.)

«Лесенка». Расположите себя на ступеньке, соответствующей вашему уровню усвоения материалов урока. Чем выше вы – тем выше ваш уровень усвоения знаний. Почему вы себя так разместили? Отразите ваше настроение на уроке в виде улыбки либо грусти у изображенного на ступеньке человечка. С обратной стороны листа напишите, что больше всего вам понравилось на уроке.

VIII. Подведение итогов урока. (1 мин.)

Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
И он для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нём сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
 Сгорает, также, водород.
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли бы дети,
Теперь и вам известно – это кислород.

Все учащиеся получают на память об уроке закладку «Кислородный коктейль»

 Учитель: Правильно. Спасибо за урок! До свидания!

Литература:

[1] Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс к учебникам О. С. Габриеляна, Л. С. Гузея, Г. Е. Рудзитиса. - М: «ВАКО», 2004;

[2] Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал: химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.

[3] Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М: «Просвещение», 2014 г.

Интернет-ресурсы:

http://files.school-collection.edu.ru/

http://www.e-osnova.ru/

http://www. alhimik.ru/

http://www.hemi.nsu.ru/ucheb165.htm

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.