Человек и мир

Дата: 22 апреля в 12:16, Обновлено 22 апреля в 13:05

Сивакова А.Н.

учитель химии и биологии

ГУО «Гимназия г.Мстиславля»,

вторая квалификационная категория

 «Звездное небо», 5 класс

Цель: ознакомление учащихся с картой звездного неба, мифами и легендами о созвездиях; формирование представления о звездах и созвездиях, изображения которых ассоциируются с мифическими образами.

Задачи:

  • создавать условия формирования  представлений о звездах и созвездиях;
  • развивать пространственное мышление; умение выделять главное в тексте, умение работать с контурной картой и картами атласа;
  • воспитывать умение работать в группе, коммуникативные навыки.

Оборудование: учебное пособие, мультимедиа,  рабочая тетрадь (Лопух, П.С. Человек и мир. 5 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся учреждений общ. сред. Образования с рус. яз. обучения / П.С. Лопух, О.В. Сарычева, Л.В. Шкель.- Минск: Аверсэв), атлас, карточки для индивидуальной работы, желтые, красные, голубые и белые бумажные звезды.

Ход урока

1. Организационный момент

На доске на магнитах прикреплены звезды. У каждого учащегося на парте лежит раздаточный материал: звезды бумажные звезды разных цветов, карточки зеленого цвета, карточка для опроса домашнего задания).

- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

- Ребята сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в планетарий. Но прежде чем мы начнем путешествие, нам необходимо купить билеты.

2. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа по карточкам.

Ответить на карточке «Верно» или «Неверно».

Вселенная — окружающий нас мир звезд, планет и других небесных тел

Во Вселенной выделяют различные звездные системы, которые называются поясом астероидов

Наша галактика называется туманность Андромеды

Расстояние, которое свет проходит за один земной год, называется световой год

Проверка результатов, раздача билетов в планетарий.

3. Целеполагание деятельности учащихся

 - Ребята, а что мы с вами можем увидеть в планетарии и на ночном небе? (Планеты, звезды).

Тема нашего урока – «Звездное небо» (запись темы и даты в тетрадь).

Возьмите листочки и запишите в таблицу, что вы уже знаете по сегодняшней теме и что бы вам хотелось знать.

Знаю

Хочу узнать

Озвучивание записей учащихся. Формулировка цели.

-  В ходе изучения темы мы узнаем, что такое звезды и созвездия, почему звезды отличаются друг от друга, какая звезда находится ближе всего к Земле.

4. Изучение нового материала

Звезды.

- В пределах нашей Галактики находится около 200 млрд звезд. На ясном ночном небе без телескопа мы можем увидеть около 3000 звезд. Одни хорошо заметны, другие едва различимы. Звезды находятся на большом расстоянии от Земли и кажутся маленькими светящимися точками. Ребята, как вы думаете, что такое звезда.

Давайте проверим, правы ли вы? (с. 22, определение).

Звезды — огромные раскаленные газовые тела шарообразной формы. Они излучают энергию в виде света и тепла

- Когда мы смотрим на небо, звезды нам кажутся похожими?

-  На самом деле это не так, т.к. звезды отличаются друг от друга.

Прочитайте текст с. 22, определите, чем отличаются звезды. Фронтальный опрос:

- По каким признакам отличаются звезды? (Температура, масса, размеры).

- Что зависит от температуры? (Цвет звезды)

- У каждого из вас на парте лежит звезда разного цвета. Станьте в тот угол класса, где правильно указана ваша звезда по температуре (в трех углах класса расположены таблички: «Холодные звезды», «Звезды средней температуры», «Горячие звезды»).

-Какими бывают звезды по размерам? (Звезды-карлики и звезды-гиганты)

Физкультминутка.

Солнце.

- Ребята, а какая звезда находится ближе всего к Земле? (Солнце)

Работа в парах. На основании с. 24 учебного пособия заполнить таблицу

Адрес

Температура на поверхности

Цвет

Размер

Расстояние до Земли

Значение Солнца для Земли

Озвучивание результатов.

Созвездия.

Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Умка».

1. Какое отношение имеет данный отрывок к нашей теме? (показаны созвездия Большая и Малая Медведица)

2. Какие еще созвездия были показаны в мультфильме? (зодиакальные)

3. Какие созвездия Вам знакомы?

4. Почему мы знаем про Большую и Малую Медведицу?

5.Найти и подписать Полярную звезду (задание 1, с. 25 рабочей тетради)

6. Закрепление изученного материала

Дополните предложения.

-Огромные раскаленные газовые тела шарообразной формы, излучающие энергию в виде света и тепла – это …

- Звезды бывают разного цвета, это зависит от  ______________.

Самые горячие – звезды ______ цвета, а самые холодные – ________ цвета.

Вопросы:

1.Почему на нашем звездном небе видны не все созвездия и звезды?

2.Почему Полярная звезда вне зависимости от времени года всегда указывает на север, и мы ее можем наблюдать в течение всего года?

3.Как можно ориентироваться по звездам?

7. Рефлексия.

На доске вывешен плакат с островами: Туманность Непонимания, Созвездие Радости,  Система Грусти, Галактика Радости.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам закончить фразу: «А знаете ли вы, что звезды…». Напишите ваши ответы на своей звезде и прикрепите ее к острову, который отражает ваше настроение.

- Понравился ли вам урок?

8. Подведение итогов. Выставление отметок.

9. Д/з: пар. 5, наблюдение с.26-27 рабочей тетради.

Неманкова Т.Л.,

                                             учитель географии

ГУО "Гимназия г.Мстиславля",

высшая квалификационная категория

Урок обобщающего повторения, 5 класс

Цель: обобщение знаний и повышение интеллектуального уровня учащихся, расширение их кругозора.

Задачи:

1. развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

2. развить интерес к занятиям по учебным предметам «Человек и мир»  и «География»;

3. воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижении цели;

4. выявить самых эрудированных учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Начинаем урок обобщающего повторения «Вокруг света».

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!

У нас в запасе знания вершины покорять!

Мы – умники и умницы.

Вопросы разминки.

1. Второй по размерам материк.  

2. Самый влажный материк. 

3. Самое глубокое озеро.

4. Океан, омывающий все материки кроме Австралии.

5. Самая крайняя южная точка Евразии.

1.Самый большой материк.

2. Самая длинная горная цепь.

3. Самая высокая вершина Африки.

4. В каком море ловят рыбу жители трех частей света?

5. Океан, омывающий Северную Америку с востока

1.        Самый большой остров.

2.        Материк, который омывают все океаны Земли.

3.        Самый жаркий материк.

4. Океан, название которого связано с берегами омываемой им страны.

5. Какой континент не имеет рек.

1. Материк, в составе которого две части света.

2. Самый высокий водопад в мире.

3. Океан, омывающий Африку с востока.

4. Самый маленький материк Земли.

5. Высочайшая вершина Австралии.

1. Материк, который пересекается экватором почти посередине.

2. Самая высокая вершина мира.

3. Самая длинная река на Земле.

4. Второй по величине океан.

5.        Материк, расположенный во всех четырех полушариях.

Игра – эрудит «Вокруг света»

Какой мореплаватель предложил практически использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достичь берегов Индии. 16 лет потребовалось ему, чтобы добиться разрешения и средств на это плавание, и 33 дня на то, чтобы осуществить свою мечту, при этом открыв то, что не входило в его планы?         

Христофор Колумб в 1492 г. открыл Новый Свет, собираясь найти дорогу в Индию.


       Какая экспедиция длилась 3 года в 1519-1522 гг., в результате которой из 265 человек вернулись 18, а капитан погиб на Филиппинах?

Первое кругосветное путешествие португальца Фернана Магеллана

Кто впервые из европейцев проник в Индию морским путем?

Португалец Васко да Гама в 1498 г.

Исследователь Ушаков назвал это природное явление «улыбкой Арктики».

Северное сияние

Моряки древности не имели надёжного навигационного оборудования.

Как вы думаете, что делали суеверные японцы, чтобы корабль лучше ориентировался в плавании? Рисовали на носу глаза

Что называют «чёрным золотом»? Нефть
 


Море есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя.

О чем говорится?  О карте
 

Какой полуостров говорит о своей величине? Ямал

Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании? Данию - до свидания

Один из известных полярных исследователей так описывает район земного шара: "На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое, зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте в складках мантии из снега, светящегося льдинами". О каком районе земного шара идет речь? Антарктида

Она похожа на лежащего в озере носорога эта удивительная территория, где никогда не бывает зимы, где царит вечное лето. Ее бескрайние просторы заняты бескрайними пустынями, а в центре уникальные тропические леса? О чем идет речь? Африка

Из какой страны, расположенной на крайнем востоке, при движении на восток можно попасть на крайний запад? Япония

Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам достаются в пищу змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшнее, чем наводнение.
Австралия

Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар,
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар,
И в тот не сунешься поток,
Водичка словно кипяток.
Исландия

«Великие географические открытия».

1. Какой период охватила Эпоха Великих географических открытий:

А) 10 в. – 15 в.     Б) середина 17 в. – 20 в.        В) Конец 15 в. – середина 17 в

2.   Морской путь из Европы в Индию открыл:

а) Васко да Гама;   б) Х. Колумб;   в) Ф. Магеллан;

3.   Кто первым совершил кругосветное путешествие:

А) Васко да Гама;  Б) Б.Диаш;  В) Ф.Магеллан;  

4. В каком году открыта Америка: а) 1497 г.   б) 1492 г.    в) 1142 г.

5.  Первым из европейцев побывал в Китае

А) Марко Поло      Б) А.Никитин        В) Ермак       

6. Русские мореплаватели открыли Антарктиду: А) в 1770 г   Б) в 1820 г.  В) в 1642 г.

7. Иван  Крузенштерн известен тем, что:

а) руководил первой русской кругосветной экспедицией  б) первым из европейцев побывал в Индии     в) Тихий океан назвал «Тихий».

8.   Кто открыл материкАнтарктида: А) Р.Скотт и Р.Пири;   Б) Ю.Лисянский и И.Крузенштерн В) Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев.

9. По краткому описанию жизни, отгадайте имя великого путешественника: Был родом из Португалии, поступил на службу к испанскому королю. В 1519 году, командую экспедицией из 5 кораблей, отправился в плавание. Первым пересек Тихий океан, дав ему это название, поскольку в это время стояла хорошая и спокойная погода. Погиб на Филиппинских островах в схватке с местным населением. Единственный оставшийся корабль из его экспедиции, завершил данное плавание, вернувшись в Испанию, и, совершив, таким образом, первое в истории кругосветное путешествие. Это …

10. Какое значение имела эпоха Великих географических открытий в изучении Земли?

1.В какие года проходило кругосветное путешествие Фернана Магеллана:

А) 1519 – 1522           Б) 1492 – 1504            В) 1768-1771   

2.  Какой мореплаватель считается открывателем Америки:

 А) Х. Колумб;  Б) Васко да Гама;  В)  Америго Веспуччи

3. В январе 1820 г. был открыт последний материк на Земле:

а) Антарктида  б) Австралия    в) Африка 

4.   Кто открыл материк Австралия: 

А) В.Янсзон;  Б) В.Беринг;  В) Ф.Беллинсгаузен

5.   Какое значение имела экспедиция Васко да Гамы:

А) обогнула Африку с юга и открыла южную оконечность материка; Б) достигла берегов Индии;      В) открыла Южную Америку;

6. Голландский  мореплаватель  первым  из  европейцев  достиг  берегов Австралии: А) в 1770 г   Б) в 1642 г.  В) в 1606 г.

7. Первое  кругосветное  плавание  длилось:а) 880 дней   б) 980 дней      в) 1080 дней

8.  Первое русское кругосветное путешествие совершила экспедиция:

     А) В.Беринга Б) Ф.Беллинсгаузена В) И.Крузенштерна; 

9. По краткому описанию жизни, отгадайте имя великого путешественника:

Родом из Англии. В 1768 году возглавил экспедицию, целью которой стали поиски новых земель в Тихом океане. Открыл множество групп островов в Тихом океане, которые в совокупности получили название Океания. Нанёс на карту восточное побережье Австралии и объявил данный материк владениями Англии. За всю жизнь совершил два кругосветных путешествий и погиб во время третьего.

10.  Что доказало первое кругосветное  путешествие?

Загадки о минералах и горных породах

1. Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. _________________

2. Людям помощник настоящий

Он несет в дома тепло, от него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали_______________

3. Белый, как сахар, но не сладкий,

Пока руки им не испачкаешь,

Ума - разума не наберешься. ____________________

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. _________________________

5. Самый мягкий минерал,

Детская присыпка.___________________

6. Росли на болоте растения …

А теперь это топливо и удобрение.__________________

7. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек.______________

8. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.______________________

9.Самый твердый минерал.

Туп конец, остёр резец.

Режет листы, летят куски._______________________

10. В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!___________________

Рефлексия.

Подводим итоги урока. Выставление отметок.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.