Новости проекта
Напоминаем, 1 августа платформа переходит на новый учебный год, большинство информации по прошлому году станет недоступно.

Рекомендуем выполнить следующие действия...

География

Дата: 22 апреля в 12:36, Обновлено 22 апреля в 13:01

Неманкова Т.Л.,

                                             учитель географии

ГУО "Гимназия г.Мстиславля",

высшая квалификационная категория

Горные породы и минералы земной коры, 6 класс

Цель:

  • обобщение, расширение и закрепление  знаний о внутреннем строении нашей планеты, используя преимущества игры;
  • содействие формированию умения логически мыслить;
  • привитие интереса к науке о Земле.    

Оборудование:

  • физическая карта мира;
  • коллекция горных пород и минералов;
  • карточки с названиями горных пород;
  • кроссворд;
  • рисунки и фотографии.    

  

                                  Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Земля – планета, на которой мы живем

У всех людей - одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

                                                   И.И. Ландо

Сегодня мы совершим путешествие в глубины земные, но путешествие не простое: на пути нам придётся преодолеть горы вопросов и даже показать знание иностранных языков.

                

III. «Переводчик»

1. «Геосфера» ( с греческого «гео» - Земля,«сфера» -оболочка, шар)

  - Какие внутренние геосферы выделяют?

  - С чем мы можем сравнить Землю по внутреннему    строению? 

  - Скорлупа (твердая оболочка) - у яйца,  у земли - ..?

2. «Литосфера» (с греческого «лито» - камень «сфера» - оболочка»)

  - Что входит в состав литосферы?

3. «Атмосфера» (ослабленная сфера)

  - Чем атмосфера отличается от остального вещества мантии?

4. «Мантия» (с греческого - «одеяло, покрывало»)

5. Какой основной метод используют ученые для исследования внутреннего строения Земли?

«Сейсмос» (с греческого - «землетрясение, колебание»)

6. «Рифт» (с английского «трещина, разлом»)

7. «Шельф» (с английского «полка»)

8. Каким женским именем ученые назвали мантию и почему?

9. какую геосферу специалисты называли сиалью и почему? (земную кору)

10. «Базальтэс» или базальт (с лат. «испорченный, сломанный»)

11. «Тофус» или туф лат., так называли вулканические горные породы в Южной Италии.

12. Гранит – с лат. «зернистый».

13. «Метаморфо» - с греч. «превращаюсь».

14. Как по латински звучит слово, означающее «густая мазь» (магма)

15. Название какой горной породы со славянского переводиться как «гнилой камень» (гнейс)

16. «Жильный камень»? (с саксонского - кварц).

IV. Дальше перед нами лежит страна Цифр:

6371 км

10920                                                                            

1/100

                   1/6

                   5-10 км

                   35-80 км

- Какая кора земная появилась первоначально?

- Чем отличается океаническая земная кора от материков

                    До 3000 км

                    1000               

                   От 50 до 200 км

                   100 км

                   15 км

V. У нас на пути Эрудит – гора вопросов:

1. Крупнейшие участки суши, окруженные водой – это…(материки)

2. Самая глубокая океаническая впадина – это.. (Марианский желоб)

3. Южный древний материк…(Гондвана)

4. В основании этого полуострова лежит гранитный осколок Гондваны, присоединившийся  к материку Евразия (Индостан)

- На карте показать что входило в Гондвану? Какие существуют доказательства материков?

5. Древний северный материк. (Лавразия)

- Что входило в состав Лавразии?

6. Древний океан, омывающий Гондвану и Лавразию (Тетис)

Назван в честь…(древнегреческой богини моря)

7. Расплавленное вещество, образующиеся в недрах земли и содержащее много водяных паров и газов (магма)

8. Магма, излившаяся на поверхность (лава)

9. Слой мантии, где вещество находиться в расплавленном вязком состоянии (атмосфера).

10. Составные части горных пород (минералы)

VI.  Есть такое направление в науке – прогнозирование или моделирование будущего. Сейчас мы с вами тоже попробуем смоделировать будущее нашей Земли.

Модель будущего: как будет выглядеть земная поверхность через миллионы лет.

VII. Кроссворд «Горные породы, слагающее Земную кору.»

Найти их в коллекции, назвать их происхождение.

1.    мел                   

2.   гранит

3.  известняк

4.   уголь

5.    соль

6.   нефть

7.   пемза

8.   мрамор

9.   базальт

1. Он образуется из панцирей  мельчайших одноклеточных водорослей и микроскопических раковин.

2. Горная порода, которую добывают у нас на Беларуси в единственном месте Микашевичи.                         

- Найти и назвать составные части гранита

3. Из него построены египетские пирамиды.

4. Петр I сказал о этом полезном ископаемом : «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим очень полезен будет.»

5. В переводе с латыни означает «солнце». А еще это съедобный минерал»

- Есть ли на Беларуси соли? Где? О чем свидетельствуют соляные пласты?

6. Что в народе называют «черным золотом» Есть ли оно на Беларуси?

7. Пористая горная порода, обычно темного цвета, используется в ванной.

8. Из него построен храм Зевса Олимпийского, метро в Москве и Минске, известные скульптуры.

9. За исключительную прочность в древние времена его считали камнем вечности. Горная порода тёмного, часть чёрного цвета, слагает и материковую и океаническую земную кору.

VIII. Логические цепочки

Среди перечисленных горных пород и минералов отыскать метаморфические и те горные породы из которых они образовались, составить логические цепочки их образования (1 лишняя): известняк, песок, гнейс, кварц, соль, песчаник, гранит, мрамор. (соль лишняя)

1. песок        песчаник        кварц

2. известняк          мрамор

3. гранит          гнейс

IX. Чудеса из камня

Горные породы и минералы нашли широкое применение в жизни и хозяйственной деятельности человека.

1. Из какой горной породы можно получить стекло, хрусталь (кварцевый песок)

2. «Горный лён» - так его называют т.к. из него изготавливают ткань огнезащитную, шьют одежду пожарником (асбест) а ещё одежду делают из … (розового туфа, базальта)

3. Какой минерал можно назвать камнем плодородия и здоровья, т.к. используется в сельском хозяйстве и медицине (калийная соль)

4. Изготавливают соду из … (каменной соли)

5. Получают из него 40 видов важных продуктов. Индейцы называли его «камень, который горит» (каменный уголь)

6. Используется для получения электроэнергии (каменный уголь, нефть, газ).

7. Для получения фарфоровой посуды (полевой шпат)

А ещё горные породы издавна используются, как строительный материал. Руками человека возводятся величественные здания и уникальные скульптуры.

Чудеса из камня: рассказ о Тадж-Махале

                                      - об египетских пирамидах;

                                      - о хрустальном дворце;

- об аллее скульптур усыпальницы   императоров династии Мин

      Наша Земля уникальна, потому что она удивительно      красива,  богата жизнью и ресурсами, потому что это – наша планета. И обращаться с ней нужно очень бережно и ко всему, что она хранит для нас миллионы лет.

                  Как яблоко на блюде,

                  У нас Земля одна.

                  Не торопитесь, люди,

                  Все выскрести до дна.

                  Не мудрено добраться

                  До скрытых тайников,

                  Разграбить все богатства

                  У будущих веков.

                  Мы общей жизни зёрна

                  Одной судьбы родня,

                  Нам пировать позорно

                  В счет будущего дня.

                  Поймите это, люди,

                  Как собственный приказ,

                  Не то Земли не будет

                  И каждого из нас.

                                                 Михаил Дудин

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Я надеюсь, ребята, вы узнали много нового и интересного.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.